Как производилась оплата за установку общедомовых электросчетчиков до 2022 года

Изменение порядка установки, поверки и замены электросчетчиков

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2022 г. № 522-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 29.06.2022 № 950 ответственность за организацию учёта электроэнергии в жилых помещениях перешла к энергетическим компаниям: в многоквартирных домах – к гарантирующим поставщикам, в отношении индивидуальных жилых домов – к сетевым организациям, которые с 1 июля 2022 года несут ответственность за установку, поверку и замену индивидуальных приборов учёта электроэнергии.
Также законодательством предусмотрена установка интеллектуальных приборов учёта, замена на которые будет происходить поэтапно. Новые приборы учёта установят новым потребителям в рамках технологического присоединения, действующее же оборудование будет меняться по мере выхода из строя, поломки или истечения межповерочного интервала. На замену прибора учёта отводится 6 месяцев с момента наступления вышеуказанных обстоятельств, а до 1 января 2022 года допускается установка обычных электросчётчиков. Данные работы для потребителей производятся бесплатно.

Когда заменят неисправный электросчётчик?
В соответствии с действующим законодательством на замену прибора учёта гарантирующему поставщику и сетевой организации отводится 6 месяцев с даты выявления факта выхода прибора учета из строя или истечения срока межповерочного интервала, зафиксированного в ходе проверки или в договоре, или даты соответствующего обращения потребителя. Замена прибора учёта будет произведена в заранее согласованную с клиентом дату.

О новых правилах установки счетчиков электроэнергии в вопросах и ответах

В соответствии с абзацами 11-12 пункта 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 собственник жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения) обязан обеспечить сохранность и целостность прибора учета электрической энергии, включая пломбы и (или) знаки визуального контроля, а также иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленного внутри (в границах) такого помещения или дома (домовладения) (земельного участка, на котором расположен жилой дом (домовладение), и нести перед гарантирующим поставщиком или сетевой организацией ответственность за убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) этой обязанности.

Учитывая вышеназванные положения, потребителям нужно знать, что какие-либо предупреждения, запугивания и тому подобные действия любых организаций, направленные на обязанность потребителя установить счетчик электроэнергии платно, якобы ввиду появления новых правил учета электроэнергии, противоречат закону. Единственная цель лиц, утверждающих обратное, получить с доверчивых потребителей денежные средства за установку счетчика.

За чей счет производится замена электросчетчика в 2022 году: закон и порядок действий

Поскольку дом является в собственности, то и приборы учета подлежат замене за свой счет (ПП РФ № 530). Исключение составляют дома муниципального жилого фонда, где контроль за счетчиками установлен за энергоснабжающей или управляющей организацией и оплата замены производится за их счет.

Проживающие граждане пользующиеся квартирой в рамках договора социального найма, не являются собственниками помещения. Владельцем жилого фонда является муниципалитет, который заключает соответствующие договора с поставщиками ресурсов и управляющими компаниями. Соответственно замена электросчетчиков производится за счет государства.

Суды всех инстанций – первой, апелляционной и кассационной – встали на сторону органа Госжилнадзора. Их правоту подтвердил и ВС РФ. Принимая решения по судебному иску не в пользу управляющей организации, суды исходили из следующих тезисов:

  1. ОДПУ входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД и при заключении договора управления ответственность за его надлежащее содержание несёт УО (п. 6 ПП РФ № 491, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
  2. Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе общедомового, и обязан вносить плату за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ст. 210, 249 ГК РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
  3. Размер платы за содержание жилого помещения утверждается на ОСС с учётом предложений управляющей организации о перечне, объёмах и качестве услуг и работ. Такие предложения УО должны быть составлены с учётом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 ПП РФ № 491).
  4. УО не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определённый в соответствии с заключённым договором управления МКД (ч. 7 ст. 156, ч.ч. 1 – 3, 8 ст. 162 ЖК РФ, ч. 1 ст. 310, ч. 1 ст. 432, ст.ст. 450 – 453 ГК РФ).
  5. Все текущие и неотложные обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны проводиться УО независимо от того, упоминаются ли они в договоре управления и есть ли по данному вопросу отдельное решение ОСС (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
  6. Определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учётом его естественного износа является предпринимательским риском управляющей организации.
  7. Дополнительная компенсация собственниками расходов УО на неотложные работы и услуги допустима только в том случае, если необходимость в них вызвана обстоятельствами, которые УО не могла предвидеть и предотвратить и за возникновение которых она не отвечает.
Вам будет интересно ==>  Компенсация за школьную форму для многодетных инвалидов малоимущих в 2022 году

Согласно № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах должен быть установлен общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Читайте о том, из каких средств оплачиваются работы по установке ОДПУ и может ли УО взимать с собственников дополнительные взносы на замену общедомового счётчика.

  • ОДПУ электроэнергии теперь ставит (в течение полугода после истечения срока работы или поломки или утраты «текущего» ОДПУ, а также истечения срока его очередной поверки) гарантирующий поставщик. Такой счетчик не включается в состав общего имущества МКД. Пока что он может быть и «простым», однако к 2022 году все электросчетчики для целей коммерческого учета в РФ должны стать «умными» (хотя «обычные» могут использоваться вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода из строя или утраты), но все это – забота гарантирующего поставщика, а не УК и не жителей. УК обязана обеспечивать сохранность ОДПУ;
  • гарантирующий поставщик не только ставит новый ОДПУ электроэнергии, но и эксплуатирует его, а следовательно – проводит и техосмотр, и техобслуживание и регулярные поверки;
  • до тех пор, пока ОДПУ не присоединен к интеллектуальной системе учета, его показания снимает УК (ТСЖ, ЖСК), независимо от того, оказывает ли она жителям МКД коммунальную услугу по электроснабжению, или эти жители перешли на «прямой» договор с РСО;
  • а вот когда ОДПУ тоже станет «умным», то снимать его «интеллектуальные» показания будет именно гарантирующий поставщик;
  • гарантирующий поставщик «обновляет» и индивидуальные счетчики электроэнергии (для квартир, комнат и т.п.). Однако до установки именного «умного» ИПУ электричества, показания «простого» ИПУ все-таки снимает потребитель и передает в УК (или сбыт, если потребитель на «прямом» договоре), которые вправе раз в сезон проверять достоверность переданных показаний. УК же продолжает проверять «старые» счетчики, установленные до июля 2022 года;
  • «оприборивание» счетчиками электричества нежилых помещений в МКД зависит от того, как именно они снабжаются электроэнергией: если они получают электричество с использованием общедомового имущества МКД, прибор учета электроэнергии им ставит гарантирующий поставщик, и он же снимает показания и делится ими с сетевиками и УК. Если электроснабжение осуществляется без использования общедомовых сетей, то счетчик ставит сетевая организация, а вводит его в эксплуатацию – гарантирующий поставщик. (Напомним, что владельцы нежилых помещений, кроме машино-мест, в любом случае не получают коммунальную услуг по электроснабжению от УК, а обязаны заключить «прямой» договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией);
  • если потребитель дважды не пропускает к себе гарантирующего поставщика для установки/замены/проверки/обслуживания, то он платит за свет полтора норматива потребления электричества в месяц. Аналогичное правило действует и для УК;
  • а вот если гарантирующий поставщик не спешит оприборивать помещение, то собственник начинает платить за электричество все меньше и меньше – на 20% первые три месяца просрочки, а затем – на 40% в месяц.

С 1 июля 2022 года ответственность за коммерческий учет электроэнергии перенесена с потребителей на сетевые организации и гарантирующих поставщиков (постановление Правительства РФ от 29 июня 2022 г. № 950). Несмотря на то, что этот перенос был установлен федеральным законом еще полтора года назад, подзаконную нормативную базу едва подготовили к началу июля 2022 года – соответствующее постановление Правительства № 950 было официально опубликовано лишь 2 июля, однако введено в действие задним числом (что, на наш взгляд, идет вразрез с требованиями Федерального конституционного закона о Правительстве РФ).

Новости ЖКХ

В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ, частью 1 статьи 290 ГК РФ, общее имущество в многоквартирном доме принадлежит именно собственникам помещений в таком доме. Согласно преамбуле уже упомянутых Правил 491 «Настоящие Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее — общее имущество)».

Вам будет интересно ==>  Размер пенсии ветеранов боевых действий в 2022 году

Подпунктом «к» пункта 11 Правил 491 к содержанию общего имущества отнесено «обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ». В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление МКД должно обеспечивать надлежащее содержание ОИ в МКД. А поскольку лицо, управляющее МКД, обязано выполнять работы по содержанию ОИ, получается, что УО/ТСЖ/ЖСК, действительно должны устанавливать ОПУ в МКД.

«Наличие ОДПУ в жилых домах — требование закона. Если собственники сами не установили общедомовой прибор учета до 1 июля 2012 года, это обязана сделать ресурсоснабжающая организация. Однако по закону владельцы жилья должны компенсировать эти затраты.Тем же, кто проигнорирует требование законодательства РФ, грозит выставление счетов на оплату отопления и ГВС с применением повышающего коэффициента», — сообщил директор по продажам Самарского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» Юрий Рябов.

Общедомовые счетчики позволяют собственникам квартир оценивать реальное потребление энергии. Раз в год таким домам корректируют плату за отопление — в зависимости от фактического потребления ее могут уменьшить или прибавить. От корректировки также можно отказаться, выбрав на общем собрании порядок оплаты тепла «1/7» (т.е. только в течение отопительного сезона). В домах, где ОДПУ пока нет, плату начисляют по нормативу.

За чей счет производится замена электросчетчика в 2022 году: закон и порядок действий

Существует ряд причин, по которым может потребоваться замена счетчика электрической энергии и важно знать, как это сделать правильно. В некоторых домах, где счетчики установлены более 16 лет назад, происходит плановая замена в связи с их техническим устареванием.

Проживающие граждане пользующиеся квартирой в рамках договора социального найма, не являются собственниками помещения. Владельцем жилого фонда является муниципалитет, который заключает соответствующие договора с поставщиками ресурсов и управляющими компаниями. Соответственно замена электросчетчиков производится за счет государства.

Правовое регулирование вопроса использования коллективных (общедомовых) приборов учета для определения объема поставки электрической энергии в ветхие (аварийные) жилые дома

Оценив правовое регулирование соответствующих отношений, обстоятельства споров по приведенным спорам и иную судебную практику, эксперты Lex Energética дали рекомендации субъектам розничного рынка электрической энергии (мощности) по вопросу определения обязательств ресурсоснабжающей организации перед сетевой организацией (в части оплаты стоимости услуг по передаче электрической энергии), а также владельца электрических сетей перед гарантирующим поставщиком (в части компенсации стоимости фактических потерь энергоресурса).

Актуальность предложенного материала продиктована диаметрально противоположным (прим. – на первый взгляд) правовым подходам судей Верховного Суда РФ к данному вопросу, которые изложены определениях об отказе в передаче кассационных жалоб для рассмотрения Судебной коллегии по экономическим спорам:

При отсутствии прибора учета, оплата за потребленные ресурсы производится таким образом, как это описывает Постановление Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. С учетом норм Постановления Правительства РФ №1498 от 26.12.2022 г. Первые три месяца расчет идет исходя из среднего потребления. Затем по нормативам, установленным в субъекте РФ. При этом, возможно применение коэффициента 1,5 в следующих случаях:

Если до 1 июля 2022 года счетчик сломается или истечет его срок службы, решать, менять его или ждать замены ресурсниками, решает сам собственник. Следует учесть, что «умные счетчики», кроме всего прочего, наделены функцией полного или частичного отключения подачи энергии у конкретного потребителя в случае образования задолженности.

Так, например, по данным «Т Плюс», десятиэтажке на улице Магнитогорской в 2022 году начислили за теплоснабжение 2926492 рубля. По общедомовому прибору учета объем потребления составил 2283048 рублей. Дом сэкономил 643443 рубля. Экономия на среднюю квартиру (50 кв. м) составила 3052 рубля.

Обязанность по оснащению домов приборами учета до 1 января 2013 года была возложена на всех собственников помещений в МКД. Если это требование не было выполнено по инициативе собственников, то установить счетчики должны были исполнители коммунальных услуг (управляющие компании, ТСЖ). С 1 июля 2022 года эта обязанность возложена на ресурсоснабжающие организации. Предусмотрено, что к 2023 году в РФ заработают «интеллектуальные» системы учета электроэнергии.

Как проверить «подозрительный» водосчетчик на исправность

Если срок службы счетчика воды истек, то тогда необходимо провести замену устройства на новое. Оплата услуг по общим тарифам будет производиться до тех пор, пока пользователь не проведет инспекцию водомера. Поэтому специалисты не рекомендуют затягивать с решением данного вопроса.

Вам будет интересно ==>  При Удержание Долгов С Должника Приставы Должны Оставить Должнику Прожиточный Минимум По Стране

Срок службы счетчиков горячей и холодной воды – очень важный показатель, который определяется компанией-производителем. Длительность эксплуатации зависит не только от качества самого водоизмерительного устройства. На этот параметр оказывают влияние следующие факторы:

Общедомовой счетчик электроэнергии: 3 основные задачи прибора

Согласно части 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией , плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации .

Выбор типа прибора обычно лежит на компании, поставляющей ресурсы в дом, и обычно это проверенный поставщик ОДПУ, имеющий лицензию на продажу приборов учета для жилых объектов. Например, для счетчика тепловой энергии могут применяться вихревой, электромагнитный, тахометрический или ультразвуковой счетчик. Для приборов учета электроэнергии обычно устанавливаются одно- или многотарифные приборы, позволяющие экономить на энергоресурсах при их использовании в дневное и/или ночное время. Приборы учета воды для горячего и/или холодного водоснабжения устанавливаются по усмотрению Горводоканала.

Правительство так же установило, что если проблема со счетчиком не будет решена в течение шести месяцев, то плата за свет для потребителя будет снижена на 20%, а если этого не пройдет и еще через четыре месяца – то на 40%. Подразумевалось, что это будет такой штраф для энергокомпании, чтобы та не затягивала дело.

Еще одно послабление для энергокомпаний касается их обязанности устанавливать счетчики в квартирах и домах, сих приборами учета не оснащенных. Отдельно этот вопрос прописан не был. Но согласно логике изменений в законодательстве, вступивших в силу с 1 июня 2022 года, выходило так, что установить счетчики должны были до конца 2022 года. Чтобы уложиться как раз в те самые шесть месяцев.

Письмо Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 29.10.2008 № 2-3030/08 <в связи с многочисленными обращениями, связанными с неурегулированностью вопроса оплаты электроэнергии в многоквартирных домах, расходуемой на общедомовые нужды, в частности, сообщается следующее. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, не определен порядок расчета платы за услугу по электроснабжению помещений общего пользования при отсутствии в доме общих приборов учета, наличии индивидуальных приборов учета и при этом оборудовании отдельными приборами учета помещений общего пользования. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» определено, что расход электроэнергии на общедомовые нужды (содержание общего имущества) должен быть учтен при формировании нормативов потребления электроснабжения при отсутствии общедомовых приборов учета. В настоящее время нормативы потребления электроэнергии Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга в установленном порядке не утверждены. Учитывая изложенное, в целях предотвращения роста кредиторской задолженности по оплате электроэнергии и социальной напряженности населения, доводится Временный порядок расчета размера платы за услуги электроснабжения (на общедомовые нужды многоквартирных домов), а также рекомендуется: на переходный период сохранить существующие схемы договорных отношений, предусматривающие расчеты потребителей (граждан) по договорам с ЗАО «Петроэлектросбыт», а расчеты исполнителей коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) — по договорам электроснабжения на общедомовые нужды, заключенным с ОАО «Петербургская сбытовая компания»; до 01.01.2009 осуществлять расчеты за потребленную электроэнергию, расходуемую на освещение мест общего пользования и работу общедомового электрооборудования (кроме лифтового), за счет оплаты населением услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома; до 01.01.2009 управляющим организациям произвести полное оснащение многоквартирных домов приборами учета электроэнергии на общедомовые нужды; по мере оснащения многоквартирных домов приборами учета электрической энергии на вводах в дома переходить к оплате за услугу «электроснабжение» в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307. ГУП «ВЦКП «Жилищное хозяйство» рекомендовано: до 01.01.2009 осуществить подготовку программного обеспечения для ввода данных по расходу электроэнергии и расчета размера платы для граждан; по обращениям ТСЖ, ЖСК, ЖК включать в «Счет-извещение» отдельную строку «электроснабжение на общедомовые нужды» и производить начисление платы за электроснабжение, расходуемое на цели содержания общего имущества в соответствии с Временным порядком; с 01.01.2009 включить в оплату коммунальных услуг для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма госжилфонда Санкт-Петербурга, по договорам найма жилого помещения госжилфонда Санкт-Петербурга коммерческого использования, по договорам найма специализированного жилого помещения госжилфонда Санкт-Петербурга строку «электроснабжение на общедомовые нужды» и производить начисление платы в соответствии с Временным порядком>

Adblock
detector