Директор Школы Не Согласовал Крупную Сделку Бюджетники

Содержание

Поставщик предоставляет решение об одобрении сделок на электронных площадках в составе основного пакета документов еще на этапе регистрации и получения статуса аккредитованной компании. Проверить, соответствует ли документ требованиям, поможет образец решения об одобрении по 44-ФЗ. В конце статьи вы найдете несколько примеров для различных организаций.

  1. Предмет, цель, вид, а также сумма (все позиции обязательны).
  2. Предполагаемая дата заключения одной или нескольких взаимосвязанных сделок.
  3. Срок исполнения условий контракта или нескольких контрактов сторонами.
  4. Источники финансирования, а также сопутствующие расходы по ее проведению.
  5. Обеспечение, если имеется таковое условие в контракте.
  6. Перечень имущественных объектов, которые будут переданы в качестве залога. Указывается балансовая стоимость такового имущества на отчетную дату.
  7. Порядок, по которому будет выбран контрагент или контрагенты по взаимосвязанным договорам и контрактам. Например, прямой договор или проведение конкурсных процедур.
  8. Наименование и регистрационные данные предполагаемого контрагента, который должен быть указан в заявке на основании данных о проведенном мониторинге рынка.
  9. Иные условия контракта, при их наличии.
  10. Общий объем кредиторской и дебиторской задолженности по состоянию на дату составления заявки, в том числе по налогам, взносам, сборам и иным платежам в бюджетную систему.
  11. Балансовая стоимость активов бюджетного учреждения по состоянию на последнюю отчетную дату.

Обратите внимание, что учреждение имеет право самостоятельно признать сделку недействительной в такой ситуации. Однако, по нормам действующего законодательства, стороны недействительной сделки обязаны вернуть или возместить все активы, деньги и имущество, переданные при исполнении условий контракта.

Бюджетники, в свою очередь, обременены дополнительными обязательствами перед государством, а это значит, что оформление и проведение крупной сделки несколько отличается от алгоритма для коммерческих структур. Но как одобрить крупную сделку в бюджетном учреждении?

Для обществ, акционерных или с ограниченной ответственностью, определены критерии оформления документов по одобрению условий договора. Если в учредительных документах общества только один участник, то за его подписью оформляется образец решения единственного участника об одобрении крупной сделки. Если же в обществе более двух учредителей, то вопрос решается на внеочередном собрании, при завершении которого оформляется протокол. Образец протокола одобрения крупной сделки ООО 2 учредителя скачайте в конце статьи.

Крупная сделка – это такая, которая выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности, а цена или балансовая стоимость имущества по сделке составляет от 25% балансовой стоимости активов общества (ст. 46 закона об ООО). П. 12 постановления Пленума ВС разъясняет, где найти балансовую стоимость активов. Это, согласно общему правилу, годовая бухгалтерская отчетность на 31 декабря года, предшествующего сделке. А если общество обязано составлять промежуточную отчетность, то надо ориентироваться на нее.

Иначе на дело взглянул АС Уральского округа. Он напомнил, что любая сделка считается совершенной в пределах обычной хозяйственной деятельности, если не доказано иное (п. 9 Постановления Пленума ВС № 27). Истец указывал, что договор был для УК «Дом» безвозмездным, но этого еще недостаточно, чтобы доказать его необычный характер, говорится в постановлении кассации. Ведь в деле нет доказательств, что сделка вынудила «Дом» прекратить деятельность, существенно изменить ее масштабы или вид. АС УО также принял во внимание, что Забава является участником обеих управляющих компаний. Также, по мнению кассационной тройки судей, ничем не обоснован довод, что «Шуховской полигон» мог знать о крупном характере сделки. А то, является ли он монополистом или нет, вообще к делу не относится.

С этим не согласился управляющий, который подал жалобу в АС Западно-Сибирского округа. Он настаивал, что его подозрения обоснованные. Кроме того, управляющий обратил внимание, что нижестоящие инстанции отказались считать сделки взаимосвязанными и никак не обосновали свое решение.

Он указывал, что участники не одобряли эту сделку, хотя она считается крупной и должна была быть одобрена. Она носит безвозмездный характер и не относится к сделкам в процессе обычной хозяйственной деятельности, обращал внимание участник. Две инстанции согласились, что материалы дела подтверждают необходимость признать сделки недействительными. 18-й ААС также отметил, что «Шуховской полигон ТБО» – монополист. Он знал о том, что сделка крупная, и согласился оказывать услуги только при условии перевода долга, а это недобросовестное поведение.

«Водолазная компания» одержала победу в двух инстанциях. Рыночная стоимость прав и обязанностей по договору аренды, согласно отчету, составила 22,2 млн руб. Согласно бухгалтерской справке, стоимость участка и основных средств оценивалась в 9,6 млн руб. Из этого суды сделали вывод, что сделка крупная, и признали допсоглашение недействительным.

2) решение об удовлетворении требования по иску участника о признании сделки недействительной принимается в пользу общества, в интересах которого был предъявлен иск. При этом в исполнительном листе в качестве взыскателя указывается участник, осуществлявший процессуальные права и обязанности истца, а в качестве лица, в пользу которого производится взыскание — общество, в интересах которого был предъявлен иск.

С учетом всех обстоятельств дела о возможности квалификации трудового договора как крупной сделки могут свидетельствовать его положения, предусматривающие выплаты (разовую или неоднократные) денежных средств работнику в случае увольнения и (или) наступления иных обстоятельств либо заработной платы за период действия трудового договора, размер которых составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества. В случае заключения бессрочного трудового договора в качестве расчетного периода для целей оценки сделки как крупной берется, с учетом ежегодного характера отчета органов управления хозяйственного общества о своей деятельности перед участниками, один год (подпункт 6 пункта 2 статьи 33 и статья 34 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, пункт 1 статьи 47 и подпункт 11 пункта 1 статьи 48 Закона об акционерных обществах).

2. Судам следует учитывать, что наличие решения общего собрания участников (акционеров) об одобрение соответствующей сделки в порядке, установленном для одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью, не препятствует признанию соответствующей сделки общества, совершенной в ущерб его интересам, недействительной на основании пункта 2 статьи 174 ГК РФ, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать о явном ущербе для общества либо имели место обстоятельства, которые свидетельствовали о сговоре либо об иных совместных действиях представителя или органа этого общества и другой стороны сделки в ущерб интересам представляемого или интересам общества.

Срок давности по иску о признании недействительной сделки, совершенной с нарушением порядка ее одобрения, исчисляется с момента, когда истец узнал или должен был узнать о том, что такая сделка требовала одобрения в порядке, предусмотренном законом или уставом, хотя бы она и была совершена раньше. Предполагается, что участник должен был узнать о совершении сделки с нарушением порядка одобрения крупной сделки или сделки с заинтересованностью не позднее даты проведения годового общего собрания участников (акционеров) по итогам года, в котором была совершена оспариваемая сделка, если из предоставлявшихся участникам при проведении этого собрания материалов можно было сделать вывод о совершении такой сделки (например, если из бухгалтерского баланса следовало, что изменился состав основных активов по сравнению с предыдущим годом).

Решение общего собрания об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством голосов всех не заинтересованных в ее совершении акционеров (а не только присутствующих на собрании), являющихся владельцами голосующих акций.

Чтобы закупать по 223-ФЗ, до начала года БУ должно разместить в ЕИС положение о закупках. В противном случае придется проводить процедуру в рамках госзаказа. Положение утверждается учредителем БУ (п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Читайте, что написать в положении о закупке и как опубликовать его в ЕИС.

С начала 2022 года поменялись нормы, связанные с заключением крупных сделок. В частности, изменился порядок оспаривания. Процедуру эту можно проводить только в том случае, если есть все необходимые условия. Если нет хотя бы одного из перечисленных условий, инициировать оспаривание бессмысленно. Судебный орган просто отклонит иск. Рассмотрим все эти условия:

Показательна история налогоплательщика, который посчитал, что, на основании статей 19 и 54 Конституции РФ, вступившие в законную силу поправки о пределах осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов, возможно распространить на предшествующие изменениям правоотношения.

Позиция, выраженная в названных письмах финансового ведомства, объясняется, в частности, тем, что иных показателей бухгалтерской отчетности, кроме строки 410 Баланса (ф. 0503730), отражающих общую стоимость активов учреждения, Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, не предусмотрено.

По общему правилу, установленному законодательством, крупной сделкой признается сделка при условии, что ее цена либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Бюджетные (автономные) учреждения при этом вправе определить уставом меньший размер крупной сделки.

Решение об; одобрении крупной сделки: когда требуется и; как его подготовить

Решение прикладывается к заявлению при регистрации поставщика в ЕИС, но между порталом и площадками бывают проблемы с интеграцией и не все документы передаются сразу в личный кабинет ЭТП. Поскольку Решение требуется в каждой закупке, лучше подстраховаться и продублировать документы во второй части заявки.

До 2022 года все участники госзакупок проходили аккредитацию отдельно на каждой федеральной площадке. При этом площадки всегда тщательно проверяли документы. Если Решение о сумме было составлено некорректно, оператор отклонял заявление и указывал конкретную ошибку в документе. После этого участник его редактировал и заново подавал заявку на аккредитацию.

В течение 2022 года все участники госзакупок должны были пройти регистрацию в Единой информационной системе (далее — ЕИС). После регистрации в ЕИС документы передаются в личные кабинеты федеральных площадок автоматически без дополнительной проверки. Таким образом, если у вас в Решении есть ошибка, выяснится это не в момент регистрации в ЕИС, а когда вашу заявку отклонят по этому основанию. Поэтому к подготовке всех документов следует подходить максимально ответственно.

Крупной считается сделка, связанная с приобретением или отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25 % и больше от балансовой стоимости активов предприятия. Стоимость активов определяют по бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (см ст. 78 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст. 46 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной отвественностью»).

  1. Решение о согласии на совершение крупной сделки принимает общее собрание участников общества. Если общество состоит из единственного участника, он принимает Решение единолично.
  2. Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ. Если в ООО несколько учредителей, Решение общего собрания принимается большинством. Есть два варианта оформления такого протокола: заверить его нотариально или самостоятельно, но в строгом соответствии с ч.4 статьи 181.2 Гражданского Кодекса РФ.

Учредитель не ограничивается только согласием или отказом учреждению в совершении крупной сделки — впоследствии в целях анализа соблюдения предварительно согласованных условий крупной сделки учреждение должно представить в комиссию информацию о полном выполнении договорных обязательств сторонами в течение 10 рабочих дней с даты окончания обязательств по крупной сделке.

Комиссия принимает решение об отказе в предварительном согласовании совершения крупной сделки в следующих случаях: 1) заявка не содержит требуемой информации и документов; 2) в заявке или прилагаемых к ней документах выявлены необоснованные, недостоверные или заведомо ложные сведения; 3) совершение крупной сделки приведет к невозможности осуществления учреждением деятельности, цели, предмет и виды которой определены его уставом.

Также заявка должна содержать технико-экономическое обоснование необходимости совершения крупной сделки, включающее в себя: описание соответствия предмета сделки целям создания учреждения, экономическое обоснование необходимости совершения сделки, экономический эффект и ожидаемый результат от сделки, прочие существенные аспекты обоснования сделки.

Негативный характер этих последствий может касаться прежде всего контрагентов БУ, которые заключат с ним договор поставки, купли-продажи, подряда или возмездного оказания услуг, не убедившись в том, что данная сделка не является для учреждения крупной, или в том, что крупная сделка согласована с учредителем учреждения. Например, в конце 2012 года ФГБУ из Приморского края купило у ООО «N» бульдозер стоимостью 13,1 млн руб. Поставщик предоставил учреждению технику, но учреждение ее не оплатило, что и заставило поставщика обратиться в суд за взысканием этой суммы и пени. В свою очередь, учреждение обратилось в суд с встречным иском — о признании сделки недействительной, так как она, будучи крупной, была совершена без предварительного согласования с учредителем (Министерство природных ресурсов и экологии РФ). Суд установил, что стоимость сделки составляла 35% балансовой стоимости активов учреждения, и на этом основании признал сделку недействительной . При этом суд указал, что поставщик не мог не знать о требованиях Закона, касающихся ограничения правомочий учреждения по совершению крупных сделок и порядка их совершения, поскольку сведения о финансовом положении учреждения на 2012 год, в том числе о его финансовых активах, были размещены на сайте учреждения и являлись общедоступными, а, принимая во внимание данные обстоятельства и значительную стоимость цены спорной сделки, поставщик, заботясь о собственных правах, мог установить, что заключаемый договор крупный и учреждение не получило согласие на его заключение от учредителя.

К сведению. Напомним, что в соответствии с ч. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Как составить решение об одобрении крупной сделки для госзакупок

Для успешной регистрационной процедуры готовят и сканируют целый ряд учредительных и организационных документов. Решение о крупной сделке единственного учредителя или нескольких учредителей — это обязательное приложение к документации, которое придется отсканировать и прикрепить к аккредитационному заявлению.

Формат и название одобрение крупных сделок поставщика по 44-ФЗ напрямую зависят от числа учредителей компании, участвующей в закупках. В ПАО и ООО с несколькими учредителями результат по этому вопросу определяется на общем собрании, после чего оформляется протокол одобрения. Если в составе предприятия указан один учредитель, тогда для аккредитации на ЭП и участия в госзакупках готовится решение единственного участника.

Регистр входит в состав обязательной документации юридических лиц. Следовательно, решение об одобрении крупной сделки для ИП и физических лиц, участвующих в закупке, не должны предоставлять такой регистр заказчику и при авторизации на электронных площадках.

Балансовая стоимость или цена задействованного в соглашении имущества зафиксирована на уровне 25% и более от общей балансовой стоимости активного имущества предприятия. Все данные о стоимости указываются в соответствии с актуальными бухгалтерскими отчетами.

  1. Направлены на приобретение или реализацию имущества общества.
  2. Предполагается передача имущественных активов общества во временное распоряжение третьим лицам. Разрешена передача права пользования результатами интеллектуального труда по специализированной лицензии.

Крупные сделки в АО и ООО: коротко о главном

  1. Приняты в деятельности компании либо других организаций с аналогичным видом деятельности. Причем не имеет значения, заключала ли раньше данная компания такие сделки: они должны быть характерны для отрасли в целом (п. 4 ст. 78 Закона об АО, п. 8 ст. 46 Закона об ООО).
  2. Не приведут к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов (п. 4 ст. 78 Закона об АО, п. 8 ст. 46 Закона об ООО).
  1. К моменту рассмотрения дела в суде представлены доказательства последующего одобрения совершения данной сделки.
  2. При рассмотрении дела в суде не доказано, что другая сторона по данной сделке знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества крупной сделкой, или о том, что надлежащего согласия на ее совершение не было (п. 6.1 ст. 79 Закона об АО).

Если крупная сделка заключена с нарушением требований, она является оспоримой. Компания, член совета директоров, участники или акционеры, которые обладают не менее 1% общего числа голосов, могут подать иск о признании сделки недействительной в соответствии со ст. 173.1 ГК РФ (п. 4 ст. 46 Закона об ООО, п. 6 ст. 79 Закона об АО).

Второй критерий — стоимость. Нужно сопоставить балансовую стоимость или цену имущества, которую компания отчуждает или передает во временное владение или пользование, по всем сделкам с балансовой стоимостью активов на последнюю отчетную дату. Когда речь идет о серии сделок, отчетная дата определяется по дате бухгалтерского баланса, которая предшествовала заключению первой из сделок (п. 14 постановления Пленума ВС РФ № 27).

Да, мировое соглашение тоже нужно согласовывать, если оно отвечает всем критериям крупной сделки (подп. 3 п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 № 28 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью», п. 6 постановления Пленума ВС РФ № 27). Аналогичное правило действует в отношении признания иска или отказа от иска по судебному делу (п. 6 постановления Пленума ВС РФ № 27).

При этом в случае если документацией о закупке предусмотрена денежная сумма, перечисляемая в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или обеспечения исполнения контракта, превышающая 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, то ее перечисление требует согласования с Минобрнауки России как сделки по распоряжению денежными средствами, которая в указанном случае будет являться крупной сделкой.

Дополнительно сообщаем, что в качестве альтернативного способа обеспечения исполнения контракта документацией о закупке может быть также предусмотрено заключение бюджетным учреждением договора о предоставлении банковской гарантии, что также не является сделкой по распоряжению денежными средствами или распоряжению имуществом и не подлежит согласованию с учредителем.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее — Минобрнауки России) по вопросу согласования с Минобрнауки России совершения сделок, связанных с участием учреждений в конкурентных процедурах, проводимых государственными, муниципальными, иными заказчиками в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), сообщает следующее.

Согласно статье 14 Закона N 174-ФЗ крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

В соответствии с Указом Президента РФ от 15.05.2022 N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и Положением о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.2022 N 682 , Минобрнауки России осуществляет функции и полномочия учредителя образовательных организаций высшего образования, научных и иных организаций, подведомственных Минобрнауки России, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями.

Верховный суд объяснил, как оспаривать крупные сделки

В целях обеспечения единства практики применения судами законодательства о хозяйственных обществах Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения.

Любая сделка общества считается совершенной в пределах обычной хозяйственной деятельности, пока не доказано иное (пункт 4 статьи 78 Закона об акционерных обществах, пункт 8 статьи 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Бремя доказывания совершения оспариваемой сделки за пределами обычной хозяйственной деятельности лежит на истце.

Вместе с тем, если уставом общества расширяется круг сделок, признаваемых сделками с заинтересованностью, например, за счет установления более широкого круга заинтересованных лиц или иных критериев признания лиц заинтересованными, то в этом случае сделки, не являющиеся сделками с заинтересованностью с точки зрения Закона об акционерных обществах и Закона об обществах с ограниченной ответственностью, но подпадающие под понятие сделок с заинтересованностью, описанное в уставе общества, и совершенные с нарушением порядка совершения сделок с заинтересованностью, подлежат признанию недействительными не по правилам о сделках с заинтересованностью, а на основании пункта 1 статьи 174 ГК РФ.

Указание в соответствующей сделке (ином документе) на то, что заключившее ее от имени общества лицо гарантирует, что при совершении сделки соблюдены все необходимые корпоративные процедуры и т. п., само по себе не свидетельствует о добросовестности контрагента.

Устанавливая наличие данного критерия, следует учитывать, что он должен иметь место на момент совершения сделки, а последующее наступление таких последствий само по себе не свидетельствует о том, что их причиной стала соответствующая сделка и что такая сделка выходила за пределы обычной хозяйственной деятельности. При оценке возможности наступления таких последствий на момент совершения сделки судам следует принимать во внимание не только условия оспариваемой сделки, но также и иные обстоятельства, связанные с деятельностью общества в момент совершения сделки. Например, сделка по приобретению оборудования, которое могло использоваться в рамках уже осуществляемой деятельности, не должна была привести к смене вида деятельности.

Такой формальный подход заслуживает критики, поскольку, исходя из обстоятельств дела, как раз условия сделки, в частности, размер приобретаемой доли, решением общего собрания определен не был. Суды необоснованно ограничили пределы ответственности директора тем, что им были совершены лишь действия по исполнению принятого общим собранием решения.

Арбитражный суд города Москвы посчитал требования о взыскании убытков с директора обоснованными и подлежащими удовлетворению, не давая при этом оценку тому обстоятельству, что предварительно решение о внесении ценного актива в уставный капитал ООО «РГС Мед-Инвест» было одобрено общим собранием акционеров.

Относительная ясность по этому вопросу была внесена Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица», где в п. 7 указано, что не является основанием для отказа в удовлетворении требования о взыскании с директора убытков сам по себе тот факт, что действие директора, повлекшее для юридического лица негативные последствия, в том числе совершение сделки, было одобрено решением коллегиальных органов юридического лица, а равно его учредителей (участников), либо директор действовал во исполнение указаний таких лиц, поскольку директор несет самостоятельную обязанность действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно (пункт 3 статьи 53 ГК РФ).

Ответственность директора за деятельность общества вытекает из его обязанности, которая предусматривает, что, действуя как лицо, уполномоченное выступать от имени юридического лица, он обязан действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 ГК РФ).

Решением внеочередного общего собрания акционеров ЗАО «Капитал Ре» была одобрена сделка по увеличению уставного капитала ООО «РГС Мед-Инвест» путем внесения 100% долей ООО «Медсис», принадлежащих ЗАО «Капитал Ре». При этом размер доли в уставном капитале ООО «РГС Мед-Инвест», которую ЗАО «Капитал Ре» должно было получить после заключения сделки, решением внеочередного общего собрания акционеров ЗАО «Капитал Ре» установлен не был. Размер приобретаемой доли был определен в соглашении о передаче доли, которое было подписано со стороны ЗАО «Капитал Ре» его директором – Джениа Д.В. По условиям Соглашения о передаче доли после внесения 100% долей ООО «Медсис» в виде неденежного вклада, размер которого был оценен в 659 862 000 руб., доля ЗАО «Капитал Ре» в уставном капитале ООО «РГС Мед-Инвест» составила 3,8957 %. Данное обстоятельство побудило акционера ЗАО «Капитал Ре» обратиться к директору общества с иском о взыскании убытков в размере 827 584 000 руб., исходя из балансовой стоимости активов ООО «Медсис» за 2022 г., поскольку размер приобретенной доли не является пропорциональным стоимости внесенного в уставный капитал имущества. Сделка привела к утрате корпоративного контроля над высокодоходным активом, что свидетельствует об отсутствии ее экономической целесообразности.

Официальный сайтВерховного Суда Российской Федерации

Качественный критерий крупной сделки, в свою очередь, применим, когда сделка выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности, то есть ее совершение «очевидно приведет к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов». Например, к наступлению таких последствий может привести продажа или передача в аренду основного производственного актива компании.

Это важное разъяснение, которое имеет большое значение, уверен Владислав Ганжала, партнер практики по разрешению судебных споров и банкротству АБ «Линия права». По его словам, было бы правильно также запретить голосование аффилированным лицам заинтересованных лиц. «Например, такую практику экономколлегия ВС стала недавно проводить в отношении аффилированных лиц должника, запрещая им голосовать на общих собраниях кредиторов. Будет достаточно странно, когда в голосовании не будут принимать участие подконтрольные организации заинтересованного лица, но будут допущены его родственники», – отметил он.

ВС указывает: любая сделка общества считается совершенной в пределах обычной хозяйственной деятельности, пока не доказано иное. Бремя доказывания «запредельности» такой сделки, согласно позиции Пленума, лежит на истце. Это существенно отличает документ от «старой» версии разъяснений ВАС, согласно которой ответчик должен доказывать, что сделка была заключена в ходе обычной хозяйственной деятельности.

Если сделка является одновременно и крупной, и сделкой с заинтересованностью, она подлежит совершению с соблюдением как правил о крупных сделках, так и правил о сделках с заинтересованностью. В случае, когда устав компании не предполагает одобрения для сделок с заинтересованностью, она подлежит одобрению только как крупная сделка.

Верховный суд напоминает, что срок исковой давности по требованиям о признании крупных сделок и сделок с заинтересованностью недействительными и применении последствий их недействительности исчисляется по правилам п. 2 ст. 181 Гражданского кодекса и составляет один год.

Директор подписал невыгодный договор: как его оспорить

В Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.07.2022 N Ф01-11264/2022 по делу N А82-17123/2022 основанием для признания недействительной сделки, заключенной генеральным директором, стало отсутствие согласия на заключение крупной сделки, а также сделки с заинтересованностью. Общество продало недвижимость за 59 млн рублей, что составило более 25% от балансовой стоимости активов общества.

Примером оспаривания сделок по данному основанию может послужить Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.03.2022 N Ф01-685/2022 по делу N А43-8191/2022, в котором суд по иску участника общества признал недействительным заем, выданный обществом в пользу генерального директора. Основанием для этого стало отсутствие согласия общего собрания на сделку.

В некоторых случаях договоры, заключенные генеральным директором, могут оспорить и иные лица, помимо учредителей. Так, в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.02.2022 N Ф03-6425/2022 по делу N А59-1229/2022 было подтверждено решение суда о признании недействительным договора субаренды по причине отсутствия согласия на это со стороны собственника помещения, выступавшего арендодателем.

Для того, чтобы взыскать убытки с генерального директора, не требуется признавать сделку недействительной. Руководитель организации всегда несет полную материальную ответственность вне зависимости от того, подписал он соглашение о ее возложении на себя или нет. Возможность привлечения гендиректора к субсидиарной ответственности предусмотрена ст. 53.1 ГК РФ и ст. 277 Трудового кодекса России.

4. Если сделка не является разумно необходимой для организации и совершена в только в части интересов некоторых участников общества, то другие участники могут ее оспорить, несмотря на отсутствие убытков. Об этом свидетельствует п. 19 «Обзора судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2022)

Новые разъяснения Верховного Суда РФ о крупных сделках и сделках с заинтересованностью

  • по общему правилу, течение годичного срока на предъявление требований об оспаривании экстраординарной сделки начинает течь с момента, когда единоличный исполнительный орган узнал или должен был узнать о том, что такая сделка совершена с нарушением требований закона к порядку ее совершения, в том числе если единоличный исполнительный орган сам совершал данную сделку;
  • если же единоличный исполнительный орган находился в сговоре с другой стороной сделки, срок исковой давности исчисляется со дня, когда о соответствующих обстоятельствах узнало или должно было узнать другое лицо, которое также осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа;
  • в случае же, если единоличный исполнительный орган вступил в сговор с другой стороной сделки, а в обществе отсутствует другой директор, срок исковой давности начинает течь со дня, когда о названных обстоятельствах узнал или должен был узнать участник или член совета директоров, предъявивший требование об оспаривании сделки.

Договоры, предусматривающие обязанность производить периодические платежи (например, договоры аренды, оказания услуг, хранения, агентирования и т.д.) для лица, обязанного производить такие платежи, признаются отвечающими количественному критерию крупных сделок, если сумма платежей за период действия договора (в отношении договора, заключенного на неопределенный срок, — за один год) составляет более 25 процентов балансовой стоимости активов общества (п. 13 Постановления).

Верховный Суд РФ указал, что уставом непубличного акционерного общества, а также общества с ограниченной ответственностью может быть установлено, что сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, совершаются в общем порядке для совершения любых иных сделок общества, либо предусмотрены иные правила совершения таких сделок (например, обязательное предварительное одобрение, правила направления извещения о сделках, круг лиц, которым оно направляется, порядок предъявления требования о необходимости вынести на одобрение сделку, отказ от возможности направления таких требований и т.д.), в том числе путем указания на то, что подлежат или не подлежат применению только отдельные правила, содержащиеся в законе. При этом уставом хозяйственного общества не может быть изменено или отменено применение положений закона, касающихся условий признания сделок недействительными, в частности о необходимости наличия ущерба интересам хозяйственного общества как обязательного условия признания сделки с заинтересованностью недействительной (п. 28 Постановления).

Верховный Суд РФ применительно как к крупным сделкам, так и сделкам с заинтересованностью, указал, что действующее законодательство не устанавливает для третьих лиц обязанности по проверке перед совершением сделки того, является ли соответствующая сделка для их контрагента крупной сделкой либо сделкой с заинтересованностью (п. 18, 27 Постановления). Третьи лица, полагающиеся на данные ЕГРЮЛ о лицах, уполномоченных выступать от имени юридического лица, по общему правилу, вправе исходить из наличия у них полномочий на совершение любых сделок. При этом, как указал ВС РФ, указание в соответствующей сделке (ином документе) на то, что заключившее ее от имени общества лицо гарантирует, что при совершении сделки соблюдены все необходимые корпоративные процедуры и т.п., само по себе не свидетельствует о добросовестности контрагента.

2. Качественный критерий: сделка выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности, т.е. совершение сделки приведет к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов. В качестве примера подобного рода сделок ВС РФ привел сделку по продаже (передаче в аренду) основного производственного актива общества либо сделку, влекущую для общества существенное изменение региона деятельности или рынков сбыта. Также ВС РФ указал, что, по общему правилу, любая сделка общества считается совершенной в пределах обычной хозяйственной деятельности, пока не доказано иное, при этом бремя доказывания совершения оспариваемой сделки за пределами обычной хозяйственной деятельности лежит на истце.

Крупные сделки

На основании приказа Управления по делам образования Администрации города Челябинска от 30.11.2012 года № 1744 – у «О порядке предварительного согласования совершения муниципальными бюджетными учреждениями, подведомственными органам управления образования города Челябинска, крупных сделок», в соответствии с п.13 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

  1. При заключении МБОУ СОШ № 140 крупных сделок использовать Порядок предварительного согласования ..(приложение 1), заполнив лист согласования (приложение 2)
  2. Фокиной О.В., заместителю директора по УР – разместить на сайте школы (mou 140 .chel-edu.ru) .
  3. Контроль исполнения приказ возложить на главного бухгалтера, Плуталову И.Г.

— иные существенные условия крупной сделки, содержащее финансово – экономическое обоснование целесообразности заключения крупной сделки (содержание сделки, расчеты показателей сделки, информация о прогнозе влияния результатов сделки на повышение эффективности деятельности бюджетного учреждения в разрезе производственных и финансовых показателей, основные условия сделки).

  1. Настоящий Порядок разработана основании пункта 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и устанавливает правила предварительного согласования совершения муниципальными бюджетными учреждениями, подведомственными органам управления образования города Челябинска (далее – бюджетное учреждение), крупных сделок.
  2. Крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок , связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а так же с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бюджетной отчетности на последнюю отчетную дату.
  3. В случае намерения бюджетного учреждения выступить одной из сторон в сделке, признаваемой в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка крупной сделкой, бюджетное учреждение с целью принятия органом управления образования города Челябинска, которому подведомственно учреждение , решения о предварительном согласовании крупной сделки, предоставляет следующие документы:

г) подготовленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, произведенной не ранее , чем за 3 месяца до представления отчета;

Крупные сделки бюджетных учреждений

Порядок предварительного согласования совершения муниципальным бюджетным учреждением крупных сделок, утв. Постановлением администрации муниципального образования «Куркинский район» от 20.04.2011 N 263.
Приказ министерства образования Кировской области от 20.11.2022 N 5-753 «О предварительном согласовании совершения государственным бюджетным учреждением, подведомственным министерству образования Кировской области, крупной сделки».

Также заявка должна содержать технико-экономическое обоснование необходимости совершения крупной сделки, включающее в себя: описание соответствия предмета сделки целям создания учреждения, экономическое обоснование необходимости совершения сделки, экономический эффект и ожидаемый результат от сделки, прочие существенные аспекты обоснования сделки.

Правила согласования и совершения крупных сделок у разных учредителей в отношении подведомственных учреждений могут различаться. Например, в Куркинском районе Тульской области в отличие от правил, рассмотренных выше, от учреждения требуется представить копии форм бюджетной отчетности за последний финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные руководителем и главным бухгалтером. Если в предыдущем случае срок действия решения о согласовании крупной сделки комиссия устанавливает индивидуально, то здесь прямо указано, что если БУ, получившее согласие на совершение крупной сделки, не воспользовалось своим правом на ее заключение в течение шести месяцев, требуется повторное согласование данной крупной сделки. В Кировской области по отношению к госучреждениям, подведомственным областному министерству образования , действует правило, по которому учреждение вместе с заявкой и пакетом документов для согласования крупной сделки должно представить справку о своих текущих обязательствах по ранее согласованным крупным сделкам и т.д.

Во-вторых, нужно понимать, как рассчитывается балансовая стоимость активов БУ, на основании которой определяется стоимостный порог крупной сделки. В соответствии с последними имеющимися разъяснениями Минфина по этому поводу показатель балансовой стоимости активов БУ на конец отчетного периода отражается по строке 410 в графе 10 баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) и включает в себя как показатели стоимости нефинансовых активов (с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов), так и показатели финансовых активов (расчеты по доходам, по выданным авансам, с подотчетными лицами, расчеты по ущербу и иным доходам, прочие расчеты, в том числе с учредителем) . Если мы ознакомимся с бухгалтерской отчетностью отдельных бюджетных учреждений на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru, то увидим, например, что данный показатель на конец 2022 года у МБУ «Дворец культуры имени В.В. Радула» Исилькульского муниципального района Омской области составлял 464 878,04 руб., а вот у ФГБУ культуры «Государственный Русский музей» почти в полторы тысячи раз больше — 684 345 476,59 руб. Соответственно, 10%-ные пороги крупных сделок у этих бюджетных учреждений будут разными — в первом случае крупной будет сделка с «ценой вопроса», превышающей 46 487,8 руб., а во втором — 68 434 547,66 руб. Например, если этот дворец культуры захочет приобрести оргтехнику стоимостью 50 тыс. руб. или сдать в аренду уже имеющуюся оргтехнику с той же стоимостью, которая не относится к категории особо ценного движимого имущества, такая сделка будет считаться крупной.

Крупная сделка, совершенная бюджетным учреждением без предварительного согласования с учредителем в установленном порядке, может быть признана судом недействительной по иску БУ или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия на совершение сделки со стороны учредителя (абз. 3 ч. 13 ст. 9.2 Закона об НКО).

Работать в качестве ИП со своей собственной организацией не запрещено. В этом случае ИП и организация будут считаться взаимозависимыми лицами — ФНС будет следить за тем, чтобы цены сделок между ними были рыночными, если объемы этих сделок будут превышать 60 млн рублей.

Как это работает. Юридическое лицо само по себе не может пойти в банк и открыть счет или подписать договор. Нужно, чтобы кто-то действовал от его имени. По общему правилу, чтобы представлять чьи-то интересы, нужна доверенность. Директор — единственный человек в компании, который может представлять ее интересы без доверенности.

В практике регистрирующих органов можно встретить отказы в регистрации фирм по домашним адресам. Это связано с требованиями жилищного кодекса: жилые помещения можно использовать для профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности людей, которые там живут, при соблюдении двух правил:

Чтобы деятельность компании не остановилась на время отпуска директора, он должен передать свои обязанности кому-то из заместителей или обычных сотрудников организации. Можно оформить несколько доверенностей на разных людей. Также следует издать приказ и указать в нем, кто и какие обязанности выполняет, в течение какого срока, сколько ему за это доплатят.

Эту позицию нельзя назвать последовательной: еще в 2022 году тот же Минтруд писал, что между директором и фирмой складываются фактические трудовые отношения, поэтому отчеты по пенсионным взносам по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ на директора подавать все-таки нужно, даже если он единственный участник общества.

Особенности согласования некоторых сделок, совершаемых образовательными учреждениями

Между тем не во всех органах исполнительной власти указанные порядки регламентируют жесткие сроки получения необходимых согласий, возможность представления документов для повторного получения согласия в случае отказа в сокращенные сроки. А ведь зачастую важен каждый день, особенно при заключении договоров в соответствии с законодательством о закупках, когда заключение сделок откладывается на время не только сроков получения согласований с учредителем, но и на проведение закупочных процедур. И в ст. 157.1 ГК РФ говорится, что о согласии или об отказе сообщается запросившему лицу в разумный срок. В случае если ответ не получен в разумный срок, то согласно п. 54 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23 июня 2022 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[19] (далее — Постановление Пленума ВС № 25) считается, что в даче согласия отказано. При этом указанное обстоятельство не препятствует в дальнейшем выражению согласия на совершение сделки или ее последующему одобрению.

Таким образом, большинство сделок образовательных учреждений необходимо согласовывать с учредителем. Особенности согласования зависят не только от объективных причин (вид сделки, тип учреждения), но также от субъективных, в первую очередь процедурных моментов: процедуры согласования на уровне федеральных образовательных учреждений разные.

3) имущества, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

2) иного движимого имущества, без которого осуществление учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества, определяемого конкретным учредителем.

Сделка, совершенная без согласия учредителя образовательного учреждения, необходимость получения которого предусмотрена законом, является оспоримой, если из закона не следует, что она ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие, при отсутствии такого согласия. Она может быть признана недействительной по иску учредителя или иных лиц, указанных в законе (п. 1 ст.173.1 ГК РФ).

Согласовывать или не согласовывать? (проблемы согласования крупных сделок унитарного предприятия)

Следует обратить внимание на то, что крупной может быть признана не только сделка, но и несколько взаимосвязанных сделок (п. 1 ст. 23 Закона). Критерий взаимосвязанности не раскрыт. Поэтому государственные органы могут трактовать данный критерий достаточно широко: взаимосвязь может определяться по поставщику (исполнителю), типу сделок, виду имущества и пр. Вместе с тем, на мой взгляд, для определения наличия или отсутствия взаимосвязи между сделками следует принимать во внимание тот конечный результат, на который они направлены. Так, например, если комплектующие детали закупаются по нескольким сделкам у одного поставщика, но для производства различных изделий (по различным заказам), то сделки не должны признаваться взаимосвязанными.

Оборонный заказ и заключение государственного контракта (контракта) на работы по поддержанию мобилизационных мощностей обязательны для всех организаций в случае, если размещение оборонного заказа не влечет за собой убытков от его выполнения. Исходя из изложенного, возникает следующий практический вопрос: должно ли предприятие согласовывать принятие государственного оборонного заказа к размещению, если размер государственного заказа превышает установленный критерий крупной сделки? По всей видимости, нет.

Нормы о согласовании сделок с собственником носят императивный характер, но эти нормы направлены на регулирование частных отношений. Нормы же об обязательности размещения гособоронзаказа не просто императивны, но приняты для обеспечения публичного (общественного), а не частного интереса. Поэтому отношения по процессу размещения гособоронзаказа регулируются в первую очередь публично-правовыми императивами, и государство-собственник (лицо, выступающее в гражданском обороте на общих основаниях) уступает место государству-суверену (лицу, имеющему право применять власть и силу). Хотя чиновники зачастую требуют согласования подобных крупных сделок.

Однако в случае, если претенденты на участие в конкурсе на размещение заказа отсутствуют, а также в случае, если по результатам проведения указанного конкурса не определен головной исполнитель (исполнитель), оборонный заказ обязателен для принятия государственными унитарными предприятиями.

Не все предприятия увеличили свои уставные фонды до размеров, установленных п. 3 ст. 12 Закона: размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч МРОТ, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия (500 тыс. руб.); размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу МРОТ, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия (100 тыс. руб.). Поэтому может возникнуть вопрос: исходя из какого размера уставного фонда — фактического или установленного в законе — следует рассчитывать стоимость имущества по крупной сделке?

Порядок предварительного согласования совершения подведомственным Росархиву федеральным бюджетным учреждением крупных сделок

Настоящий Порядок предварительного согласования совершения подведомственным Росархиву федеральным бюджетным учреждением крупных сделок (далее – Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 19, ст. 2291) в целях повышения эффективности управления закрепленного за ним федеральным имуществом и усиления ответственности его руководителя.

Если для принятия решения о предварительном согласовании крупной сделки требуются дополнительные материалы и/или разъяснения, отдел финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива направляет в учреждение запрос об их представлении.

Поступившее в Росархив в письменном виде обращение рассматривается отделом финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива, который готовит мотивированное заключение о возможности его согласования (либо отказе в согласовании) и проект соответствующего решения Росархива, согласованный в зависимости от специфики сделки с соответствующими структурными подразделениями Росархива и курирующим заместителем руководителя Росархива.

Для получения предварительного согласия на совершение крупной сделки учреждение направляет в Росархив письменное обращение, подписанное директором учреждения (лицом, исполняющим его обязанности) или лицом, уполномоченным совершать действия от его имени по доверенности, которое должно содержать следующую информацию:

Сделка или несколько взаимосвязанных сделок, совершаемые подведомственным Росархиву федеральным бюджетным учреждением (далее – учреждение), по распоряжению денежными средствами, отчуждению имущества (которым в соответствии с законодательством Российской Федерации учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также передача такого имущества в пользование или в залог считается крупной сделкой при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Вам будет интересно ==>  Если Должник Женщина В Декрете
Adblock
detector