Государственная Политика В Отношении Семьи Рф 2022

2. Правительству Российской Федерации проанализировать совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации практику организации экскурсий для обучающихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, а также представить предложения о совершенствовании деятельности по организации экскурсий, регулярном проведении экскурсий, включая экскурсии по историко- культурной, научно-образовательной и патриотической тематике.

д) рассмотреть вопрос о размещении на едином портале государственных и муниципальных услуг сведений об организациях дополнительного образования детей с указанием направленности реализуемых такими организациями дополнительных общеобразовательных программ (по каждому субъекту Российской Федерации и каждому муниципальному образованию), а также о возможности проведения оценки доступности обучения по этим дополнительным общеобразовательным программам и их качества.

г) оказать содействие федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» в создании центра общего и дополнительного образования детей для углубленного изучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в области естественных и инженерно-технических наук, предусмотрев выделение из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований на создание инфраструктуры данного центра и обеспечение его деятельности.

б) обеспечить мониторинг практики внедрения в субъектах Российской Федерации системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, включая анализ таких показателей, как количество детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) детей качеством дополнительного образования, а также представить по результатам этого мониторинга предложения по совершенствованию данной системы персонифицированного финансирования.

3. Правительству Российской Федерации подготовить совместно с Администрацией Президента Российской Федерации и представить предложения по актуализации Концепции информационной безопасности детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2022 г. № 2471-р.

«Принятие Концепции позволит и дальше оказывать всестороннюю поддержку российским семьям, – подчеркнул Максим Топилин. – Приоритетом будет переход от политики поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к политике обеспечения семейного благополучия и поддержания социальной устойчивости семьи».

  • поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни;
  • создание необходимых условий для выполнения семьёй её функций;
  • повышение качества жизни семей;
  • обеспечение прав членов семьи в процессе её общественного развития.

Концепция разработана Минтрудом России в соответствии с планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2022 годы и поручением Президента России от 4 марта 2014 года.

Реализация Концепции планируется в два этапа (первый этап – 2022–2022 годы, второй этап – 2022–2025 годы) в соответствии с поэтапными планами, утверждаемыми Правительством РФ. Итогом реализации Концепции должна стать сформированная к 2025 году система мер, которая позволит семье чувствовать себя уверенной и защищенной от различных рисков.

Утвердить прилагаемый график выпуска и распределения в 2022 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в отношении категорий граждан, государственные обязательства по обеспечению жильем которых установлены федеральным законодательством.

Как в России поддерживают семьи

  • дополнительная выплата на детей до трех лет в размере 5 000 рублей за апрель, май и июнь 2022 года на каждого такого ребенка;
  • дополнительная разовая выплата в июле на детей до 16 лет в размере 10 тыс. рублей;
  • ежемесячная выплата на первого и второго ребенка до трех лет семьям, у которых среднедушевой доход за 12 месяцев меньше двух региональных прожиточных минимумов;
  • ежемесячное пособие на детей с трех до семи лет семьям, у которых среднедушевой доход не больше прожиточного минимума по региону;
  • один из родителей, признанный безработным, вместе с пособием по безработице получит выплату на каждого несовершеннолетнего ребенка в размере 3000 руб. в месяц в июне-августе.;
  • увеличенное пособие по уходу за ребенком до полутора лет для неработающих граждан в размере 6 752 рублей.

С 1 января выплаты в размере 466 617 рублей смогут получить семьи, где родился первый ребенок. При рождении второго ребенка маткапитал увеличится на 150 тыс. рублей и составит 616 617 рублей, а кроме того, будет ежегодно индексироваться. Также законом сокращаются сроки выдачи сертификата и денег, упрощается сам процесс подачи заявки на маткапитал. Так, ПФР примет решение о выдаче сертификата в течение пяти рабочих дней вместо пятнадцати. Если Пенсионному фонду потребуется уточнить какие‑то сведения, то этот срок может быть продлен до 15 дней (раньше – месяц). Уже через один рабочий день решение станет известно получателю маткапитала. Наконец, семьям не нужно будет собирать пакет документов на получение госуслуги, в том числе подтверждать место своего жительства. Пенсионный фонд будет сам выяснять всю необходимую информацию. Сама программа продлится до 2026 года. Подробно о сути изменений мы рассказывали в нашем разъясняющем материале.

В Конституцию РФ подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».

Государственная Политика В Отношении Семьи Рф 2022

В целях оказания дополнительной финансовой помощи нуждающимся в поддержке семьям с 2013 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» введена новая мера социальной поддержки семей в виде ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет. В настоящее время такую выплату получают более 168 тыс. семей в 66 субъектах Российской Федерации.

Результатом принятых мер является положительная динамика числа детей, получающих дошкольное образование в различных формах. По состоянию на 1 января 2014 года дошкольное образование получают более 6,3 млн. детей (на 1 января 2013 года — 5,98 млн. детей). Постепенно растет и охват дошкольным образованием детей раннего возраста (в возрасте до 3 лет), на 1 января 2013 года охват детей составлял 1,056 млн. человек, на 1 апреля 2014 года — 1,627 млн. человек.

введение материнского (семейного) капитала, который оценивается экспертами как наиболее существенная мера, повлиявшая на стимулирование рождений вторых и последующих детей. Эффективность программы материнского (семейного) капитала показывает и ее высокая востребованность среди населения, более 5 млн. семей получили государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, из них 50 процентов семей уже воспользовались такими средствами.

Государственная семейная политика формируется и реализуется как многосубъектная деятельность с участием федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, средств массовой информации, а также граждан.

В рамках реализации в 2008-2012 годах приоритетного национального проекта «Здоровье» в субъектах Российской Федерации построено и оснащено 23 перинатальных центра, на 2013-2022 годы запланировано строительство еще 32 перинатальных центров в 30 субъектах Российской Федерации.

Проект Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года

Государственная семейная политика формируется и реализуется как многосубъектная деятельность, с участием федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, средств массовой информации, граждан.

Проблемой остается и обеспечение жилыми помещениями лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На конец 2013 года жильем обеспечены только 23,6 тыс. граждан (в 2012 году – 24,8 тыс.) из 114 тыс. человек, имеющих право на обеспечение жильем.

Как и в других развитых странах мира, в России число супружеских пар, состоящих в незарегистрированном браке, остается довольно высоким. Однако, доля детей, рожденных вне зарегистрированного брака, постепенно снижается: если в 2006 году в общем числе рождений на них приходилось 29 процентов, то к 2012 году этот показатель снизился до 23,8 процентов.

Благодаря улучшению общей экономической ситуации, реализуемым в последние годы мерам, направленным на стимулирование рождаемости, и вхождению в репродуктивные возрасты многочисленного поколения молодых женщин, рожденных в 80-е годы ХХ века, достигнуты позитивные изменения в демографическом положении страны. Число родившихся увеличилось в 2012 году по сравнению с 2006 годом более чем на 28 процентов и составило 1896,3 тыс. детей. Повысилась доля вторых и последующих рождений, суммарный коэффициент рождаемости в 2012 году достиг 1,69. Для поддержания достигнутой позитивной динамики необходимо продолжить активную политику, направленную на всестороннюю поддержку семей с детьми.

Вместе с тем, доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения существенно не снижается и остается на уровне около 1,9% детского населения, 84% из них – социальные сироты, имеющие в живых одного или обоих родителей. Среди причин такой ситуации отмечается несвоевременное выявление кризисных ситуаций в семье, сохраняющееся преобладание стационарных форм помощи, отсутствие развитой инфраструктуры услуг для семей с детьми на ранней стадии неблагополучия по месту их жительства, межведомственную разобщенность, недостаточную распространенность современных эффективных методов и технологий профилактической работы с семьей и работы по ее сопровождению.

* Нуждающимися в жилом помещении граждан признают органы МСУ в том же порядке, что и для предоставления жилья по договорам социального найма (по ст. 51 ЖК). Учетная норма жилплощади на одного человека устанавливается субъектами самостоятельно. Например, в Москве учетная норма для отдельных квартир — 10 кв. м на человека (ст. 9 гл. 2 Закона г. Москвы №29 от 14.06.2006).

Принципы помощи в приобретении квартиры или дома содержит государственная программа поддержки молодых семей «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и ведомственная целевая программа «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг».

Кроме того, осуществляется господдержка молодым семьям при ипотеке — это целый класс кредитов, отличающихся выгодными условиями, по которым государство частично субсидирует ставку. Подобные банковские предложения обычно носят соответствующие названия. В настоящее время действует программа, позволяющая семейным парам с двумя и более детьми оформить ипотеку по ставке 6% (постановление правительства №1711 от 30.12.2022). Еще ниже ставки для этой категории граждан по госпрограмме «Дальневосточная ипотека» — от 2%.

В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением правительства №2403-р от 29.11.2014) молодой признается семейная пара, состоящая в первом зарегистрированном браке и в которой возраст каждого из супругов не превышает 30 лет. Для жилищных программ поддержки возраст участников увеличивается до 35 лет. В последние годы социальная поддержка молодых семей за рубежом и в России практически не выделяется в отдельное направление и осуществляется в рамках помощи малообеспеченным и имеющим детей.

Вам будет интересно ==>  Прописка в чернобольской зоне с 2022года

Ранее действовавшая подпрограмма «Молодая семья» федеральной программы «Жилище» завершена. Государственная поддержка молодой семьи при покупке квартиры в 2022 году осуществляется в виде социальной выплаты (субсидии) на улучшение жилищных условий по государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (постановление правительства №1050 от 17.12.2010 с изменениями от 15.06.2022). Ее участником вправе стать семейная пара (или единственный родитель), соответствующая следующим требованиям:

  • Опека возможна над детьми в возрасте до 14 лет, попечительство — от 14 до 18 лет. Основанием для назначения ребенку опекуна (попечителя) служат те показания, что и для усыновления. Также опека возможна над ребенком, рожденным девушкой, не достигшей 16 лет.
  • Патронатная семья — это форма опеки или попечительства над ребенком или детьми, осуществляемая на основании соответствующего договора с органами опеки и попечительства.
  • Приемная семья также действует на основании договора между органом опеки и приемными родителями (или родителем).
  • Кроме того, организации для детей-сирот вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан: например, на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях. Срок такого пребывания ребенка в семьях не может превышать три месяца.
  • Рассматривается и такая форма, как патронатная «профессиональная» семья.

В 1990-х гг. в России получили развитие семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Стали появляться такие альтернативные формы устройства сирот, как детский дом семейного типа (был создан еще в 1988 г. инициативе Советского детского фонда), детская деревня (первая детская деревня-SOS появилась в 1996 г. в подмосковном Томилино). Приемные семьи в России впервые были образованы в 1994 г. в Самаре, в качестве эксперимента.

Усыновление допускается в случаях, если родители дали согласие на усыновление или умерли, были лишены родительских прав, признаны судом недееспособными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания. Согласно законодательству, братья и сестры не могут быть усыновлены разными лицами. Приемными родителями могут стать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста. Тайна усыновления ребенка охраняется законом.

Одним из основных национальных приоритетов России является обеспечение благополучного и защищенного детства. Гарантии государства в отношении детства и материнства, семьи закреплены Конституцией РФ, ее часть 1 статьи 38 гласит: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Российское законодательство, в соответствии с международными нормами, гарантирует право каждого ребенка жить и воспитываться в семье.

Согласно федеральному законодательству, одному из усыновителей по заявлению выплачивается единовременное пособие на ребенка. В 2022 г. его размер на ребенка, не являющегося инвалидом, и младше 7 лет составляет 15 512,65 руб. Если ребенок-инвалид или старше 7 лет, а также в случае усыновления братьев и (или) сестер, то выплачивается единовременное пособие в размере 118 529,25 руб.

Концепция Семейной политики на 2012-2022 годы

— международные, федеральные и региональные нормативные правовые акты,
— Конституция Российской Федерации,
— Гражданский кодекс Российской Федерации,
— Семейный кодекс Российской Федерации,
— федеральные законы, указы Президента Российской Федерации,
— Устав Санкт-Петербурга, законы Санкт-Петербурга и постановления
Правительства Санкт-Петербурга, направленные на поддержку семьи и детей,
— Концепция семейной политики Санкт-Петербурга на период 2007-2011 гг.,
— Концепции демографического развития Санкт-Петербурга до 2022 г.,
— Программа «Повышения качества жизни семей с детьми в Санкт-Петербурге»
на 2011-2013 гг.,
— Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 гг

Данное направление включает:
внедрение в деятельность социальных служб технологий активизации ресурсов семьи, повышающих уровень адаптационных возможностей и жизненных сил семей с детьми, направленных на формирование мотивации трудовой занятости и самообеспечения;
внедрение социальных технологий, повышающих социальную компетентность членов семей, в том числе, направленных на оптимизацию домашней экономики, бюджета семьи, освоение приемов эффективного расходования времени, поиска информации, обучение алгоритмам взаимодействия с городскими службами;
разработку новых мер по усилению гарантий занятости на рынке труда работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите;
введение экономических стимулов (льготного кредитования, снижения арендной платы и др.), повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой или имеющих детей с ограниченными возможностями, в том числе на условиях неполного рабочего дня, с гибким графиком, с надомной формой работы;

— многообразие моделей и типов семей, особенности их структурных характеристик, социально-экономического положения и психологического самочувствия, дифференциацию интересов и потребностей семей, различный уровень внутренних ресурсов;
— наличие объективных трудностей в адаптации семей с детьми к условиям экономической нестабильности, порождающих социальное неравенство и напряженность в обществе и обусловливающих потребность семей в государственной и общественной поддержке;
— позитивные изменения в системе государственной социальной поддержки и социального обслуживания семей с детьми и развитие сети государственных учреждений, предоставляющих новые нестационарные социальные услуги, активные методы оказания социальной помощи, поддержки и развития семьи;
— противоречивые тенденции в развитии некоммерческого сектора, институтов гражданского общества – муниципалитетов, профсоюзов, церкви, общественных организаций и родительских объединений, добровольческих инициатив и активности самих граждан;
— сложившуюся в последние годы в Санкт-Петербурге систему реализации семейной политики.

Для достижения запанированных результатов необходимо обеспечение достаточных ресурсов и создание действенных механизмов реализации Концепции.
Механизмами реализации Концепции являются:
— нормативно-правовое обеспечение;
— организационно-управленческое обеспечение;
— информационное обеспечение;
— социальное партнёрство органов власти всех уровней и гражданского общества.

В рамках данного направления планируется:
— внедрение в деятельность учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения и образования научно- обоснованных технологий по проблемам охраны репродуктивного здоровья, создание и повышение качества и эффективности кабинетов и центров здоровья для семей;
— развитие служб планирования семьи, профилактика абортов, в том числе, расширение сети кабинетов предабортного консультирования;
— внедрение программ сохранения и улучшения репродуктивного здоровья, доступности лечения бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе, экстракорпорального оплодотворения и других высокотехнологичных способов реализации репродуктивных намерений;
— совершенствование медико-социальной и психологической поддержки женщин в период беременности, родов и после рождения ребенка, внедрение новых форм работы по подготовке к родам, материнству и грудному вскармливанию, участию отцов в родах;
— повышение компетентности женщин по проблемам питания, обеспечение питанием беременных женщин из групп социального риска;

Проект Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года

Снижение уровня жизни семей, возникающее после рождения детей, возрастает по мере увеличения числа детей в семье. Доля бедных домохозяйств составляет 16 процентов среди полных семей с одним ребенком, 30 процентов – среди полных семей с двумя детьми и 50 процентов среди полных семей с тремя и более детьми.

Во многом на положительные результаты в этой сфере повлияла система материальной поддержки семей, принимающих детей на воспитание. В 2013 году средний размер ежемесячных выплат на содержание подопечного ребенка составил около 7,9 тыс. рублей (на 11,5% больше по сравнению с 2012 годом), средний размер вознаграждения приемного родителя –11,6 тыс. рублей (по сравнению с 2012 годом выше на 15,6 процентов). С 2013 года увеличен до 100 тыс. рублей размер единовременного пособия при передаче ребенка в семью в случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка старше семи лет или детей, являющихся кровными братьями и сестрами.

  • проведение информационной кампании по формированию ценности средне и многодетной семьи, многопоколенной семьи, использование средств массовой информации, рекламы в пропаганде и формировании семейного образа жизни, создание специальных теле и радио передач, ток-шоу, газетных и журнальных рубрик, иных информационных проектов, популяризирующих семейные ценности и способствующих формированию позитивного отношения к супружеству, родительству, полной семье с несколькими детьми, достойного отношения к старшему поколению;
  • создание привлекательных условий для участия коммерческих структур в социальной рекламе и других информационных проектах, направленных на пропаганду семейного образа жизни;
  • пропаганду ответственного отцовства, материнства и формирование позитивного образа отца и матери;
  • развитие форм межпоколенческой поддержки программ для людей пожилого возраста и их вовлечение в волонтерскую деятельность с детьми;
  • разработку и внедрение образовательных программ подготовки подростков и молодежи к созданию семьи и семейным отношениям на основе традиционных семейных ценностей, к конструктивному разрешению конфликтных и трудных жизненных ситуаций, формированию ответственного отношения молодежи к браку и семье, к старшему поколению, к репродуктивному здоровью и поведению;
  • поддержку некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, связанных с пропагандой традиционных семейных ценностей, их сохранением и восстановлением; семейных клубов и родительских объединений, имеющих различную целевую направленность (семейный досуг, образование, взаимопомощь, продвижение гражданских инициатив и др.);
  • распространение опыта семейной и межсемейной волонтерской деятельности;
  • пропаганду семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; информирование граждан о механизмах государственной поддержки семей, принимающих на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
  • проведение семейных праздников, фестивалей и конкурсов на постоянной основе.

Количество различных мер социальной поддержки семей, оказываемых в регионах, достигает нескольких десятков. При этом совокупность этих мер не оказывает существенного влияния на улучшение материального положения нуждающихся семей. Кроме того, действующие механизмы оценки нуждаемости не всегда позволяют учитывать доходы граждан в полном объеме.

Вместе с тем, доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения существенно не снижается и остается на уровне около 1,9% детского населения, 84% из них – социальные сироты, имеющие в живых одного или обоих родителей. Среди причин такой ситуации отмечается несвоевременное выявление кризисных ситуаций в семье, сохраняющееся преобладание стационарных форм помощи, отсутствие развитой инфраструктуры услуг для семей с детьми на ранней стадии неблагополучия по месту их жительства, межведомственную разобщенность, недостаточную распространенность современных эффективных методов и технологий профилактической работы с семьей и работы по ее сопровождению.

Сейчас, уточнили участники совещания, в обеспечение интересов детей вовлечено значительное число госорганов и общественных организаций со специализированными полномочиями, происходит интенсивное межотраслевое взаимодействие, но при этом нет единой вертикали управления всем процессом.

В ходе совместного совещания Комитета Совфеда по обороне и безопасности и Комитета палаты по социальной политике во главе с председателем Комитета по обороне и безопасности Виктором Бондаревым парламентарии отметили, что защита прав ребёнка является одной из важнейших задач государства.

Кроме того, сенаторы планируют рассмотреть возможность введения процедуры обязательной выплаты алиментов из специального фонда (источником формирования которого будет федеральный бюджет) с обязательным последующим возмещением выплаченных средств за счёт должников.

По итогам мероприятия сенаторы приняли рекомендации с предложением ускорить определение федерального органа исполнительной власти, который будет исполнять функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты семьи и детей.

У института обеспечения интересов детей в России нет чёткой единой вертикали управления процессом, нужно определить единое ведомство, которое будет отвечать за реализацию госполитики в сфере защиты семьи и детей, сенаторы направят свои предложения и рекомендации по этому вопросу в профильные министерства и ведомства после доработки. Об этом во вторник сообщается на сайте Совета Федерации.

В нынешней семейной политике Российской Федерации пирамида поддержки семьи перевернута. Родная семья получает материальную помощь, которая в десятки раз меньше той, которую получают приемные семьи. Это привело к опасному явлению: появился спрос на чужих детей. Школы приемных родителей переполнены, появились очереди граждан, ожидающих появления детей-сирот. Подобное явление имеет отчетливые антисемейные черты, поскольку чужие дети могут появиться только из разрушенных кровных семей. В этом и просматриваются возможные риски материальной заинтересованности и произволе чиновников.

Для нейтрализации этих рисков необходимо вернуть принцип добровольности получения любых форм социальной помощи и социальной защиты. Он был в первой редакции Концепции. Но потом его почему-то убрали и сейчас, согласно, например, закону №442-ФЗ «О социальном обслуживании граждан РФ», некоторые виды соцпомощи (как, например, социальное сопровождение) могут быть оказаны и без согласия граждан.

Поэтому к основным задачам семейной политики, разработанным в Концепции, надо бы добавить такую вот важную задачу: защита семьи от незаконного вмешательства в семейную жизнь. И внести в закон 442 такие изменения, которые устанавливали бы оказание любых форм социальной помощи и социальной защиты только по заявлению гражданина нуждающегося в такой помощи.

В Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на 2014-2025 (далее — Концепция) — одном из основных документов, регламентирующих государственную семейную политику — описывается необходимость мер профилактики семейного неблагополучия. Трудно сказать, каким именно образом наши чиновники будут «профилактировать» семьи и превращать их из неблагополучных в благополучные. Но вот что необходимо учитывать, так это корыстные интересы чиновников, риски возможного произвола при осуществлении профилактических мер и превращении последних в антисемейные ювенальные технологии.

Сами предлагаемые в последнее время новые модели приемных семей имеют существенные изъяны. Сочетание таких характеристик как легкая возможность отказа от ребенка и денежное вознаграждение делает приемные семьи наименее благоприятной для развития и благополучия детей-сирот формой устройства. Статистика показывает, что в России количество отказов от детей-сирот неуклонно растет. В США, по данным разных исследователей, до 40% детей перемещается из одной семьи в другую несколько раз. Существует опасность появления такой тенденции и в России. Подобный опыт является крайне травматичным для ребенка. Кроме того, он не формирует у детей здорового представления о семье.

Перспективные разработки в области проведенного исследования, на наш взгляд, должны быть направлены на анализ дальнейших трансформаций, новых тенденций, проявляющихся в ценностных ориентациях современной российской молодежи в условиях меняющейся семьи. Это необходимо для выработки действенных механизмов регулирования молодежной и семейной политики и формирования адекватных потребностям молодежи программ развития на перспективу.

— обеспечении социокультурной преемственности поколений, воспроизводство культурно-генетического кода российской цивилизации с опорой на российский менталитет и национальную культуру, представленные основными типами мироосвоения — народным опытом, мифологией, религией, философией, искусством и наукой;

Уход от решения проблемы полигамии в её регионально-этническом варианте только усугубляет процесс сокращения численности населения. При всей нетрадиционности данного явления для российского общества, в массе своей тяготеющего к христианству, полигамия в нём — объективный факт современной действительности, имеющий глубокие исторические корни.

Следует отметить, что традиционные общества, как правило, очень негативно относились к разводам, вызванным чисто субъективными причинами, например тем, что один из супругов просто разлюбил другого, хотя тот не нарушал никаких элементарных правил семейной жизни. Особенно негативной была реакция закона и общественного мнения, если на такие причины ссылалась жена. В подобных случаях развод либо вообще не разрешался, либо к его инициатору применялись вышеупомянутые санкции.

Итак, в сфере брачно-семейных отношений, равно как в других сферах нашей жизни, необходима радикальная реформа, главным результатом и конечной целью которой станет переход от человека безответственного к человеку ответственному, от политики уравниловки к политике разумной дифференциации, наконец, от процесса дестабилизации к процессу оздоровления семейных отношений. Это тем более важно и актуально в наше беспокойное время, когда именно семья может и должна стать тем ноевым ковчегом, который даст возможность человеку вступить в третье тысячелетие, минуя бури и рифы переходного периода.

Поэтому первичный вопрос — как заниматься профилактикой социального сиротства. Как сделать так, чтобы не воспроизводить социальных сирот, поддержать родную семью, без изъятия ребенка, без превращения ребенка в социального сироту? Получается, что мы сначала изымаем из семьи, потом помещаем этого ребенка в детский дом. У нас примерно 100 миллиардов рублей в год идет на детей сирот, из них примерно около 80 миллиардов на содержание детей в детских домах.

— Оппонирующей была Голодец Ольга Юрьевна от Правительства, но у них нет пока Концепции. Некоторое видение она озвучила, что одна из острейших проблем, что у нас стареют первородящие женщины. Сегодня средний возраст 25 лет. И Правительство озабочено тем, как все-таки сделать, чтобы молодые девушки, чем моложе, тем лучше, рожали… В частности один из вариантов они предлагают: предоставление первоочередного права на поступление на подготовительные курсы в вузы таких молодых мам.

— Последние четыре года, ответственно заявляю, у нас увеличилась активность общества в целом. У нас в Комитете не было ни одного обсуждения законопроекта за последние четыре года, касающегося семьи и детей, которое не сопровождалось бы массированными письмами, обращениями. Мы очень много круглых столов, парламентских слушаний проводим и рабочих групп.

Опубликованный проект «Концепции государственной семейной политики РФ до 2025 года» вызвал широкий резонанс в СМИ и блогах. Документ называли слишком консервативным, обвиняли в желании вмешательства государства в семейные дела и увеличения роли Церкви в семейной политике. Где правда, а где домыслы журналистов?

О роли Русской Православной Церкви в семейной политике в Концепции говорится немало, начиная с того, что семья называется «малой церковью». Впервые в концепции такого уровня есть отдельный пункт по расширению участия Русской Православной Церкви и других организаций религиозных в этой многоплановой деятельности по семейной политике.

Концепция Семейной политики на 2012-2022 годы

— международные, федеральные и региональные нормативные правовые акты,
— Конституция Российской Федерации,
— Гражданский кодекс Российской Федерации,
— Семейный кодекс Российской Федерации,
— федеральные законы, указы Президента Российской Федерации,
— Устав Санкт-Петербурга, законы Санкт-Петербурга и постановления
Правительства Санкт-Петербурга, направленные на поддержку семьи и детей,
— Концепция семейной политики Санкт-Петербурга на период 2007-2011 гг.,
— Концепции демографического развития Санкт-Петербурга до 2022 г.,
— Программа «Повышения качества жизни семей с детьми в Санкт-Петербурге»
на 2011-2013 гг.,
— Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 гг

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

достижение благополучия семьей как условия благополучия каждого человека и общества в целом на основе поддержки семейных ценностей и семейного образа жизни, укрепления внутренних и внешних ресурсов семьи, ее способности успешно выполнять свои основные функции, усиления роли семьи как равноправного субъекта социальных отношений, содействия процессам социальной интеграции всех типов семей в общество

Ключевыми аспектами данного направления концепции являются:
разработка и реализация программ и мероприятий, направленных на популяризацию в обществе, особенно в молодежной среде, ценностей семейного образа жизни и базовых духовно-нравственных ценностей института семьи;
повышение в обществе престижа многодетной и социально благополучной семьи,
развитие сетей социальной поддержки семей с детьми по месту жительства, поддержка создания (организационная, информационная, предоставление помещений) семейных клубов и родительских объединений, имеющих различную целевую направленность (семейный досуг, образование, взаимопомощь, разработка и продвижение гражданских инициатив и др.);
поддержка развития клубов на базе районных центров социальной помощи семье и детям, школ, учреждений дополнительного образования и спорта, в религиозных организациях;
повышение роли семьи как социального субъекта, переход от пассивных форм участия граждан в процессе подготовки управленческих решений в сфере семейной политики (изучение общественного мнения, информирование общественности) к более активным (двусторонние консультации, общественные слушания), вплоть до принятия гражданами ответственности за управление процессом в отдельных сферах (например, формирование среды для семейного отдыха на территории двора и т.д.).
содействие распространению передового опыта форм межсемейной волонтерской поддержки (организация конкурсов, и др.);
создание советов поддержки семьи на базе муниципальных образований и т.д.

В рамках данного направления планируется:
— внедрение в деятельность учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения и образования научно- обоснованных технологий по проблемам охраны репродуктивного здоровья, создание и повышение качества и эффективности кабинетов и центров здоровья для семей;
— развитие служб планирования семьи, профилактика абортов, в том числе, расширение сети кабинетов предабортного консультирования;
— внедрение программ сохранения и улучшения репродуктивного здоровья, доступности лечения бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе, экстракорпорального оплодотворения и других высокотехнологичных способов реализации репродуктивных намерений;
— совершенствование медико-социальной и психологической поддержки женщин в период беременности, родов и после рождения ребенка, внедрение новых форм работы по подготовке к родам, материнству и грудному вскармливанию, участию отцов в родах;
— повышение компетентности женщин по проблемам питания, обеспечение питанием беременных женщин из групп социального риска;

Государственная семейная политика регулируется следующими нормативно-правовыми актами: статья 7 Конституции РФ, в которой установлена обязанность государства поддерживать семью, так же Семейный Кодекс РФ, Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ. [5].

С 1.01.2007 был введен Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который включает в себя материнский (семейный) капитал, который оформлялся на второго и последующих детей, рожденных с 2007 по 2025 года. Его можно потратить на улучшение жилищных условий, на накопительную часть будущей пенсии матери, на образование детей. Обналичить законно данный капитал нельзя, что с одной стороны, позволяет защитить данные средства от мошенников, но с другой стороны семья не может потратить эти средства на что-то более важное, например на оплату лечения ребенка или матери. [5].

Библиографическая ссылка на статью:
Порсева Е.А. Основные проблемы, возникающие в ходе реализации государственной семейной политики // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/01/88430 (дата обращения: 30.01.2022).

Современная концепция государственной семейной политики в Российской Федерации разработана на период до 2025 года. Предполагается, что данная концепция государственной политики направлена на поддержку не только отдельно взятых семей, но и в целом института семьи. От результативности государственной семейной политики зависит решение целого ряда социальных проблем. Государственная семейная политика ставит перед собой следующие задачи и проблемы: воспроизводство населения, защита и развитие генофонда нации, формирование человеческого капитала (трудовые ресурсы страны), который обеспечивает конкурентноспособную экономику, снижение социальной напряженности, с помощью актуализации у подрастающего поколения семейных ценностей и демонстрации положительного социального опыта жизни семьи, снижение уровня смертности, повышение уровня рождаемости, регулирование миграции, сохранение духовно-нравственных традиций и так далее. [3].

Развитие семейной политики происходит одновременно с политикой защиты детства. Последняя в свою очередь должна содержать в себе систему психологической и консультативной поддержки семьи, комплекс мер по снижению преждевременного прерывания беременности (обучение школьников пользованию средствами контрацепции и пропаганда целомудренности и скромности среди девушек, пропаганда здорового образа жизни, для того, чтобы не было внутриутробных пороков развития, создание социальных приютов для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (пострадавших от домашнего насилия, или оставшихся без средств к существованию), пропаганду семейных ценностей, обеспечение различных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (патронат, усыновление и другое). [4].

Комитет Госдумы по делам семьи опубликовал общественный проект концепции государственной семейной политики РФ, рассчитанный до 2025 года. Документ был подготовлен в соответствии с президентским указом о национальной стратегии в интересах детей и уже успел пройти презентацию на заседании Координационного совета при президенте РФ. Проекту еще предстоит пройти широкое обсуждение, которое должно завершиться к 2014 году. Между тем, к нему уже возникло немало вопросов, связанных, в том числе, с поиском денег на реализацию.

С 1.01.2007 был введен Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который включает в себя материнский (семейный) капитал, который оформлялся на второго и последующих детей, рожденных с 2007 по 2025 года. Его можно потратить на улучшение жилищных условий, на накопительную часть будущей пенсии матери, на образование детей. Обналичить законно данный капитал нельзя, что с одной стороны, позволяет защитить данные средства от мошенников, но с другой стороны семья не может потратить эти средства на что-то более важное, например на оплату лечения ребенка или матери. [5].

К сожалению, далеко не каждому ребенку дано усвоить положительный социальный опыт семейной жизни и, в последствии, воспроизвести его при создании своей собственной семьи. Как правило, это дети из группы риска: дети из неполных семей (в которых родители либо разведены, либо один из родителей ушел из жизни), дети-сироты (дети из детских домов и интернатов), дети с ограниченными возможностями здоровья (те, которые вынуждены большую часть своей жизни проводить в реабилитационных центрах и больницах).

На сегодняшний день семейная политика в регионах Российской Федерации, ориентирована, в большей степени, на семьи, которые нуждаются в социальной защите, на семьи, находящиеся в зоне социального риска. Семья, как ячейка общества, осталась вне поля зрения органов государственного управления. Крайне необходимо создать целостную, последовательную и комплексную поддержку каждой семьи, которая позволит не только реализовать в полной мере потребности каждого члена общества, но и постепенно создать здоровую нацию, крепкую полную семью, повысить желание человека работать и улучшать качество жизни, что, в свою очередь, будет способствовать развитию регионов и страны в целом.

Современная концепция государственной семейной политики в Российской Федерации разработана на период до 2025 года. Предполагается, что данная концепция государственной политики направлена на поддержку не только отдельно взятых семей, но и в целом института семьи. От результативности государственной семейной политики зависит решение целого ряда социальных проблем. Государственная семейная политика ставит перед собой следующие задачи и проблемы: воспроизводство населения, защита и развитие генофонда нации, формирование человеческого капитала (трудовые ресурсы страны), который обеспечивает конкурентноспособную экономику, снижение социальной напряженности, с помощью актуализации у подрастающего поколения семейных ценностей и демонстрации положительного социального опыта жизни семьи, снижение уровня смертности, повышение уровня рождаемости, регулирование миграции, сохранение духовно-нравственных традиций и так далее. [3].

Для того, чтобы государству удалось достигнуть высокого уровня качества жизни граждан Российской Федерации, необходимо учитывать интересы семьи, как ячейки общества, которая формирует личность человека, помогает ему пройти первые ступени социализации и готовит его к жизни в многонациональном и, достаточно разнородном, обществе.

Цели, задачи, принципы, направления государственной семейной политики

3. Принцип общественного договора. Это договорная регламентация взаимоотношений семьи как социального института и государства. Семья как социальный институт обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. Поэтому государство должно испытывать потребность, заинтересованность в том, чтобы семья качественно выполнять свои функции воспроизводства и социализации новых поколений.

С 2006 года начата работа по комплексному формированию государственной молодежной семейной политики. Распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р была утверждена «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации», одним из её направлений стал проект «Молодая семья России». Основными целями проекта «Молодая семья России» являются: укрепление института молодой семьи; увеличение количества благополучных семей в России; пропаганда ответственного родительства.

Следующим этапом стала подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»,вошедшая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы. Декларировалось, что «поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики России». Основная задача – обеспечение предоставления молодым семьям – участникам подпрограммы субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 979 «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей» (до 2008 года – до 30 лет), либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, нуждающаяся в улучшении жилищных условий. С 2005 года начато её внедрение в субъектах Российской Федерации.

В рамках утвержденной в 2002 году ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» её участником стала «семья, в которой возраст одного из супругов не превышает 30 лет, один из супругов или супруги являются гражданами Российской Федерации, работают или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или в организациях социальной сферы села и которая постоянно проживает или изъявила желание жить в сельской местности, не имеет жилья или нуждается в улучшении жилищных условий в сельском поселении, либо неполная семья, которая состоит из одного молодого родителя, чей возраст не превышает 30 лет, и одного и более детей, при условии, что родитель работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или в организациях социальной сферы села, и которая постоянно проживает или изъявила желание жить в сельской местности, не имеет жилья или нуждается в улучшении жилищных условий в сельском поселении».

В целях реализации этого проекта планируется проведение и широкое освещение в средствах массовой информации мероприятий, демонстрирующих и пропагандирующих ценности семейной жизни для молодых людей, а также создание условий для стимулирования частичной занятости молодых родителей, воспитывающих малолетних детей.

ГОСЫ АРХИВ / 29

Государственная семейная политика в условиях российских социально-политических и экономических трансформаций. В 90 х гг. семья не являлась полноценным объектом государственной политики. Ее интересы и запросы как социального института мало учитывались. Кризис состояния института семьи требовал усилий по его укреплению. В изменившихся социальных и экономических, политических условиях происходила переоценка государственной политики в отношении семьи. Внимание к проблемам семьи и семейной политики было особенно усилено в процессе подготовки и проведения международного года семьи в 1994 году. В это время началось формирование новой законодательной базы ГСП, в основу которой были положены важные документы ООН, содержащие основные принципы и требования государственной политики в отношении семьи и детей.

Особое значение в формировании новой идеологии и практики ГСП имеет Семейный кодекс. Вступивший в силу 1 марта 1996 года. Необходимость его принятия была обусловлена потребностью в выработке новых положений, направленных на укрепление института семьи, в связи с кризисными явлениями и духовным кризисом общества. В 1996 году семейная политика получила государственное определение в указе Президента «Об основных направлениях ГСП».

Основные направление государственной семейной политики в советский период. В России современная семейная политика — это результат длительного развития начавшегося с ограниченных мер по защите матери и ребёнка и направленного в сторону комплексной деятельности государства по поддержке института семьи в целом. На ранних этапах становления семейная политика появлялась прежде всего в регулировании брачно-семейных отношений, в стимулировании рождаемости, в материальной поддержке семьи с детьми. В СССР политика в отношении семьи была ограниченной, не носила системного характера, отождествлялась с социальной политикой. Политика 20-30 гг. ХХ века была сосредоточена на помощи городским работающим женщинам, которые сочетали выполнение материнских обязанностей с трудом в общественном производстве. Это были отпуск и пособие по беременности и родам, оплачиваемые перерывы на кормление ребёнка. Со второй половины 30гг. и до конца 40-х гг. ХХ века особое внимание уделялось поощрению высокой рождаемости и многодетности. В это время были введены пособия на детей многодетным матерям, были запрещены аборты, ужесточены процедуры развода и повышены элементы на детей. Для морального поощрения многодетности были введены специальные награды для многодетных матерей. В 1944 г. было установлено почётное звание «Мать-гароиня». С середины 40-х гг. были введены пособия на детей одиноким матерям. В 50-60 гг. наблюдалось почти полное затишье в развитии ГСП. В это время отменили запрет на аборты, существовало распределение трудовых льгот для беременных женщин и кормящих матерей (на сельских жителей). Продолжалась выплата пособий многодетным и одиноким матерям. В 70-80 гг. государство сконцентрировало усилие на преодоление малообеспеченности семей с детьми на основе введения пособий на детей конкретным категориям семей (малообеспеченным, с детьми инвалидами, вдовам). Политика была направлена на стимулирование рождаемости и поддержку родителей в воспитании детей. Важным документом, который определил семейную гендерную и демографическую политику 80 гг. было Постановление ЦК КПСС «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей». Для молодых семей начислялось введение льготных ссуд на приобретение жилья и предметов длительного обихода. Молодожёнам предоставлялось жильё в течение одного года после заключения брака или квартира в первые три года после рождения ребёнка. Несмотря на принятые меры, в 80 гг. не удалось решить поставленные задачи малообеспеченности и низкого уровня доходов, выравнивания стартовых возможностей для социализации детей. Не полностью были решены проблемы по обеспечению детскими дошкольными учреждениями и обеспечение жильём молодых семей. Причина заключалась в том, что для молодых семей деньги выделялись по остаточному принципу. К концу 80гг. в России сложились три основных направления ГСП:

На протяжении 90-х гг. ХХ века постоянно существовали задолженности по выплате пособий на детей, нарушались сроки и сокращался объем финансирования на реализацию федеральных программ по социальной поддержке семьи, детей, женщин. В начале 2000 гг. с улучшением экономической ситуации уменьшились задолженности по пособиям на детей и другие социальные выплаты. В это время развивается новая форма поддержки семьи – социальное обслуживание семьи. Эта форма представлена многопрофильными территориальными центрами социальной помощи семье, соц.гостиницами и приютами, кризисными центрами, центрами экстренной соц.помощи, центрами планирования семьи и другими учреждениями.

Основы государственной семейной молодёжной политики были заложены в начале 90-х гг. ХХ века. В постановлении Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 года «Об основных направлениях ГМП в РФ» дано первое определение молодой семьи, а также определена поддержка молодой семьи в качестве одного из приоритетных направлений молодёжной политики. Распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года утверждена Стратегия ГМП в РФ. Одним из проектов Стратегии является «Молодая семья России». Целями проекта является укрепление института молодой семьи, увеличение количества благополучных семей, формирование ответственного родительства.

Adblock
detector