Как Отрицательный Одн Может В Рсо Считаться Дополнительным Доходом

В каких случаях плата за сверхнормативный одн возлагается на рсо в 2022 году

В свое время мы по спору с РСО за водоотведение ОДН дошли до ВС РФ, который отказал в рассмотрении кассационной жалобы РСО. Это было в 2022 году, потом уже практика сложилась, что ОДН на водоотведение к оплате УО не выставляется. Сейчас по ходу пойдем тем же путем.

Электричество по ОДН = (Значения, зафиксированные на электросчетчике – Совокупное количество электроэнергии, потребленной в нежилых квадратных метрах, которые не относятся к общедомовому имуществу – Совокупное количество ресурса во всех жилых квартирах, где монтированы счетчики – Объем использованной электроэнергии и квартирах, где нет счетчиков) × Площадь квартиры × Площадь всех квартир в многоэтажном доме.

Из этой цепочки выводится управляющая организация, и напрямую идет контакт с конечным потребителем. У нас газоснабжение, электроснабжение уже давно по всей стране работают по этой схеме, и, при прочих равных условиях, у них более высокая собираемость», — заявила в ходе выступления в Госдуме автор законопроекта, глава комитета по ЖКХ Галина Хованская.
Сумма на оплату коммунальных ресурсов, в том числе, за потребленную электроэнергию, рассчитывалась пропорционально потреблению не только на потребителей – физических лиц с отсутствием индивидуальных приборов учета, а также на нежилые помещения, которые находятся под учетом общедомового прибора учета.

С тех пор как у нас в стране была объявлена концепция ресурсосбережения, тема с приборами учета коммунальных услуг, индивидуальными и общедомовыми, обсуждается, регулируется, становится предметов споров и разногласий между всеми заинтересованными участниками. Так, был принят Федеральный закон от 23.11.2022 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Исходя из приведенных положений, объем «водоотведения на ОДН», подлежащий оплате ИКУ в пользу РСО, должен с начала 2022 года рассчитываться по нормативу, действующему по состоянию на 01.11.2022, а установление такого норматива не предусматривалось, то есть было равно нулю. Следовательно, с 01.01.2022 как и в предыдущие периоды, предъявление к оплате ИКУ в пользу РСО стоимости «водоотведения на ОДН» не предусмотрено.

Также обращаю внимание на следующий пункт Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (Постановление Правительства РФ от 14.02.2022 N 124):

Ежегодный перерасчет одн с рсо

Если в расчётах между УО и РСО появился вопрос об отрицательных ОДН и поставщик ресурсов отказался учитывать их в последующих периодах, управляющие организации нередко отказывались вносить оплату по договорам ресурсоснабжения, требуя перерасчёта. Подобные споры переносились в залы суда.

Происходит это потому, что аналогичную позицию по корректировке платы за КР на СОИ высказал Минстрой РФ в письме от 15.10.2022 № 41911-МГ/06. Ведомство указало на то, что если фактическое потребление КР на такие цели за период было меньше нормативного, то УО обязана вернуть собственникам переплату. Если объём потребления по ОДПУ превысил норматив, то делать доначисления нельзя.

ПП РФ № 950 в основном касается энергосбытовых и сетевых компаний: согласно документу, теперь они будут устанавливать, обслуживать и ремонтировать приборы учёта электроэнергии. Но есть в нём одно изменение, которое касается и других РСО, поставляющих ресурсы в многоквартирные дома с непосредственным или невыбранным/нереализованным способом управления.

РСО отказывалась корректировать объемы поставленной электроэнергии на возникший ранее «отрицательный ОДН». Арбитражные суды согласились с ней, сославшись на п. 21.1 Правил № 124 (утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124), обязательных при заключении договоров ресурсоснабжения между РСО и УК. Согласно данному пункту, «отрицательный ОДН», подлежащий оплате за расчетный месяц, принимается равным 0, – если жители МКД находятся на «прямых» договорах с РСО.

Несмотря на то, что письма ведомства носят рекомендательный характер, указанное письмо уже легло в основу предписаний органов ГЖН и решений судов. Так, в деле № А46-557/2022 ВС РФ, ссылаясь на письмо Минстроя РФ, подтвердил законность требований Госжилинспекции и обязал УО провести корректировку платы за КР на СОИ в сторону уменьшения (определение ВС РФ от 10.01.2022 № 304-ЭС19-25414).

Как омичам вернуть справедливые расчеты ОДН

С 1 января 2022 года несправедливость по отношению к потребителям коммунальных ресурсов удвоилась — речь идёт о так называемом отрицательном ОДН. Отрицательный показатель ОДН может сформироваться на доме по трём причинам: самая распространённая — применение повышающих коэффициентов по квартирам без индивидуальных приборов учёта, а также при передаче данных вновь жильцами за прошлые месяцы (когда они не передавали данные — и им считали по нормативу или по среднему), и, наконец, когда в прошлом месяце просто передали некорректные данные. До отнесения ОДН к жилищным услугам с 1 января 2022 года при отрицательном ОДН жильцам делался возврат (перерасчёт).

Таким образом, Минстрой РФ создал условия для безосновательного обогащения поставщиков ресурсов в ущерб гражданам, при этом, если по прежней редакции Правил № 354 данные средства, полученные РСО за счёт повышающих коэффициентов, шли только целевым назначением на мероприятия по энергосбережению (и показывались отдельно в балансе), то с 2022 года этот фрагмент текста из постановления исключён, доходы от повышающих коэффициентов идут просто в общий доход РСО. То есть организации без увеличения отпуска полезной мощности просто повысили свои доходы за счёт граждан — фактически повысили цену на свой товар.

Предложение. Сама задумка с повышающими коэффициентами была верной и положительно повлияла на установку индивидуальных приборов учёта. Нужно вернуть прежнюю схему — чтобы коэффициент влиял на норматив потребления, а не на тариф. Логично: раз нет счётчика — неизвестно, сколько человек потребил, но колбаса не может для Иванова стоить рубль, а для Петрова рубль пятьдесят, как это имеет место сейчас.

Соответственно, теперь у собственников помещений нет никаких правовых отношений с реальным поставщиком коммунальных ресурсов, и получить возмещение (перерасчёт) при отрицательном ОДН они не могут в принципе — всё это остаётся необоснованным доходом ресурсоснабжающей организации и управляющей компании (ТСЖ, ЖСК).

С июля 2022 года возникла явная несправедливость в отношении расчёта общедомовых нужд (ОДН) по всем видам услуг: если до этого повышающие коэффициенты для квартир без счётчиков входили в норматив, то есть считалось, что данный гражданин потребил больше ресурса, и это отнималось от показаний общедомового прибора учёта, то теперь на основании постановления Правительства РФ от 29 июня 2022 года № 603 это вошло в тариф, и человек просто переплачивает в пользу ресурсоснабжающих организаций (РСО), а из ОДН на дом это не отнимается.

Почему одн рассчитывает рсо 2022

ПП РФ № 950 изменило эту ситуацию. С 1 июля 2022 года абз. 2 п. 44 ПП РФ № 354 утратил силу, и теперь расчёт платы за все коммунальные услуги, кроме теплоснабжения, в домах без УО/ТСЖ/ЖК ведётся исходя из фактического потребления, по показаниям приборов учёта. РСО вправе выставить жителям МКД весь потреблённый объём.

Если фактическое потребление электроэнергии на ОДН меньше объема электроэнергии, потребленной в жилых и нежилых помещениях МКД, обязательства УК по оплате объема электроэнергии, потребленной на ОДН, перед РСО равны нулю и суммы, возникшие в результате выявления «отрицательного баланса по МКД», при расчете объема обязательств УК не учитываются. При этом действующее законодательство не содержит норм, обязывающих РСО при расчетах с УК или потребителями учитывать объемы электроэнергии, потребленной на ОДН, принявшие отрицательное значение

В домах с непосредственным способом управления и в МКД, где он не выбран или не реализован, нет управляющей организацией или ТСЖ, следовательно, собственникам помещений в доме не оказывается жилищная услуга КР на СОИ. Вместо этого потребители вносят плату за коммунальную услугу ОДН.

Нулевое или отрицательное значение ОДН может сложиться, если потребленный объем по общедомовому счетчику учета ресурсов окажется равен или меньше того объема, который суммирован по показаниям индивидуальных приборов учета. Такое может быть, когда в нескольких квартирах многоквартирного дома приборы не установлены и они платят по нормативу. При этом фактическое потребление их значительно меньше.

Вам будет интересно ==>  Миграция населения россии статистика 2022

По его мнению, противоречие состоит в том, что размер платы за коммунальную услугу на ОДН определяется по соответствующей формуле пропорционально общей площади квартиры, тогда как экономия распределяется пропорционально количеству проживающих в жилом помещении граждан.

Данный вывод подтверждает письмо Минстроя России от 4 мая 2022 г. № 20073-АЧ/04. В письме пояснено, что плата за ОДН при переходе на прямые договора с РСО выставляется ресурсоснабжающей организацией лицу, осуществляющему управление МКД, а последний выставляет соответствующую плату собственникам помещений в МКД в составе платы за содержание жилого помещения. При этом, по мнению Минстроя РФ, предоставлять РСО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги (показания индивидуальных ПУ и коллективных (общедомовых)

По инициативе депутата Городской Думы Дзержинска Ивана Килина была создана рабочая группа, результатом работы которой стало обращение Главы города Валерия Чумазина и Главы Администрации города Геннадия Виноградова к Губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву с просьбой дать поручение уполномоченным энергоснабжающим организациям производить начисление платы на ОДН по нормативам в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 30.08.2012 № 594.

«по общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств». В случае заключения «прямых договоров» между потребителем и ресурсоснабжающей организацией объем «сверхнормативного» коммунального ресурса, потребленного на общедомовые нужды, также оплачивается организацией, на которую возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. По инициативе депутата Городской Думы Дзержинска Ивана Килина была создана рабочая группа, результатом работы которой стало обращение Главы города Валерия Чумазина и Главы Администрации города Геннадия Виноградова к Губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву с просьбой дать поручение уполномоченным энергоснабжающим организациям производить начисление платы на ОДН по нормативам в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 30.08.2012 № 594.

Не отвечая за качество и не поддерживая электрические сети МКД, ресурсоснабжающая организация не сможет обеспечить предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.Соответственно, и начислять оплату за расходы на ОДН непосредственно жильцам энергоснабжающая организация не вправе.

  1. размер задолженности должен быть равен или превышать 2 (две) среднемесячные величины обязательств УО перед РСО.
  2. отказаться от договора РСО может только в случае если у УО есть задолженность, признанная ей (интересно каким образом? — автор) или подтвержденная вступившим в законную силу решением суда;
  3. договор должен быть расторгнут в одностороннем порядке именно ресурсоснабжающей организацией;

Что предусмотреть в договоре на одн между ук и рсо

Типовой договор может быть составлен письменно в деловом стиле. В наше время договора распечатывают на специальных бланках, куда вносится дата и подписи сторон. К документу должен прилагаться протокол собрания собственников, на основании которого договор и будет иметь юридическую силу.

В частности, в письме подробно разъяснен механизм защиты граждан от получения «двойных» квитанций на оплату коммунальных услуг после перехода на прямые договоры. В случае, если после заключения прямого договора управляющая организация продолжает выставлять плату за коммунальные услуги, она должна будет уплатить потребителям, которым были представлены такие платежные документы, штраф.

Ключевой вывод ВС РФ: если величина Vпотр превышает величину Vодпу, объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу указанных величин, что исключает для РСО возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванное невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.

В отношении общедомовых нужд, как и индивидуальных, предусмотрены случаи, когда оплата за коммунальные услуги может быть изменена. По общим правилам перерасчет допускается в случаях, когда предоставленные услуги не соответствуют требованиям технических или санитарных норм, например, вода не очищена, мощность электричества ниже установленного минимума, имеют место перебои с обеспечением ресурсами.

Тепловая энергия расходуется не только на отопление жилых помещений. Она используется и для обогрева подъездов и лестничных пролетов. В большинстве случаев там установлены батареи. Обогрев подъезда актуален ещё и в домах, где используются услуги консьержа, чтобы человек работал в комфортных условиях.

В нашем случае мы имеем ИПУ на учет электроэнергии в жилых и нежилых помещениях. А отдельный ИПУ на нежилые помещения ОДИ у нас имеется,Вы сказали у Вас он тоже есть. Поэтому нет необходимости устанавливать ОДПУ . Показания ИПУ на нежилые помещения ОДИ есть, по ним и производится расчет. Так что Вы явно намудрили лишнего и поторопились с установкой ОДПУ ИПУ на нежилые помещения ОДИ.

по 261-ФЗ «об энергосбережении» общедомовые приборы учета должны учитывать все потребление, поэтому у нас вводные поставили( которые учитывают общее потребление, фасадку,коммуналку(подъезды), лифтовое, квартиры.)Хотя есть на каждое освещение и свой учета. раньше до вводных так и велся учет- через содержание. А теперь требование 261 и 354 правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям мкд

Еще раз повторюсь, что Вы поторопились установить ОДПУ на учет электроэнергии.
Изучаем ППРФ №354
п31 говорит
е) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показан
( из чего следует, что ПП РФ №354 допускает отсутствие ОДПУ)
Важным является п №1(с)
с) обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением;
из чего лседует , что ОДДУ устанавливается только после принятия решения ОСС
По 354
П42. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

354 Правила предоставления коммунальных услуг см. термин»коллективный (общедомовой) прибор учета» — средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом;
формулы 11,12.13 приложения, которые также указывают , что от КОПУ отнимается личное потребление, Из вышесказанного . следует что прибор должен учитывать весь коммунальный ресурс поданный на МКД. т.е. и личное потребление тоже. Также правила учета любого ресурса учет устанавливается на вводе дома , граница балансовой принадлежности является стена дома. Учет на коммунальное (подъездное) фасадка. лифты -это дополнительное оборудование. которое предназначено для технического учета, чтобы видеть затраты по направлениям. А с РСО расчет ведется только по вводным, по ходу в нашем городе выполняют законы лучше и прокуратура работает хорошо,

В нашем городе исторически сложилось. что за электроснабжение население имеет договорные отношения с энергосбытовой компанией (РСО) и напрямую оплачивает за личное потребление. Но с установкой общедомовых приборов учета. появились общедомовые нужды (разница),которые тоже нужно выставлять, но не имеют право. так как по Жилищному кодексу все расчеты с населением должен вести исполнитель коммунальных услуг. Имея свои интересы РСО хочет оставить расчет по личному потреблению у себя. а УК предлагает заключить с ней договор за электроснабжение только на разницу (ОДН), чтобы УК выставляла ОДН населению. Причем с положительной разницей понятно. она распределяется через м2. а отрицательная разница должна распределяться на количество проживающих и сниматься с личного потребления.И вопрос будет ли отрицательная разница при таком раскладе? Каким образом УК будет снимать. если за личное потребление расчеты не ведет. Прошу дать юридическую оценку такому договору между энергосбытовой организацией и УК, и не плачет ли по этим организациям прокуратура. Думаю, что во многих городах сохранилась ПОХОЖАЯ СИТУАЦИЯ. где РСО не желает отдавать расчеты УК по личному потреблению,. Кроме того общедомовые приборы учета многотарифные. т.е фиксируют количество электроэнергии по дневному тарифу,а ночной тариф на 50% ниже. Зато в квартирах повсеместно индивидуальные приборы учета простые и применяется полный тариф. Даже разница в тарифе уже дает РСО в денежном выражении доход по многоквартирному дому от жильцов + получат сумму по ОДН от УК как разница между суммой по общедомовому прибору учета и потреблением с квартир + собранной суммы с квартир за личное потребление, Если все суммы сложить, БУДЕТ ЛИ = ПОТРЕБЛЕНИЮ ПО ОБЩЕДОМОВОМУ СЧЕТЧИКУ. Как Вам такой баланс?

Вам будет интересно ==>  Ипотека Арест Имущества

По мнению высшего арбитра, положения пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения об объеме коммунального ресурса, подлежащем оплате исполнителем в размере, равном нулю, в случае, когда величина Vпотр превышает за расчетный период величину Vодпу или равна ей, не исключают возможность перерасчета. Абзац 4 п. 25 указанных правил предписывает, что в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок и сроки составления РСО и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения, а также форма данного акта. Акт сверки расчетов составляется не реже одного раза в квартал. По мнению судей, названная императивная обязанность РСО по составлению актов сверки расчетов установлена независимо от наличия в договоре соответствующего приложения (см. постановления АС ВВО от 09.02.2022 № Ф01-6446/2022 по делу № А31-8058/2022, от 06.02.2022 № Ф01-6443/2022 по делу № А31-9468/2022).

Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих РСО при расчетах с УК или потребителями учитывать объемы электроэнергии, потребленной на ОДН, принявшие отрицательное значение в предыдущие периоды. Поэтому компания правомерно заявила к взысканию с УК задолженность без уменьшения объема поставленной электрической энергии на отрицательные значения ОДН в предыдущие периоды

Vпотр – объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в МКД, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (индивидуальное потребление).

Ключевой вывод ВС РФ: если величина Vпотр превышает величину Vодпу, объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу указанных величин, что исключает для РСО возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванное невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.

Управляющая организация, занимающаяся управлением МКД, обязана заключить с РСО договоры на приобретение коммунальных ресурсов, в том числе коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД (КР на СОИ). Если коммунальные услуги собственникам (нанимателям) помещений в доме оказывает непосредственно РСО (прямые договоры), УК заключает договоры ресурсоснабжения только в отношении КР на СОИ. Каким образом в этом случае ведутся расчеты УК с РСО, если объем КР на СОИ принимает отрицательное значение (общедомовое потребление коммунального ресурса по ОПУ меньше индивидуального потребления)?

№ 491 при последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Как, наверное, все помнят, что С 03 апреля 2022 года Федеральным Законом № 59-ФЗ (далее – закон 59) введена в действие ст. 157.2 Жилищного кодекса (далее – ЖК РФ) и изменения в другие нормы ЖК РФ, связанных с введением «прямых» договоров между собственниками и ресурсоснабжающими организациями в том числе.

Таким образом, у ресурсоснабжающей организации и Регионального оператора по ТКО отсутствует право на установление даты заключения прямых договоров при принятии решения ОСС по данному вопросу. У РСО имеется лишь право на отсрочку начала действия указанных договоров на срок до трех месяцев при условии своевременного уведомления об этом инициатора собрания.

2) при прекращении договора на поставку коммунальных ресурсов между РСО и управляющей организацией (установлено в статье 157.2 ЖК РФ). Аналогичное основание было в подпункте «е» пункта 17 ПП РФ от 06.05.2011 №354. Однако между этими основаниями есть следующие отличия (условия):

Прежде всего, необходимо отметить, что с 01 января 2022 года плата за общедомовые нужды «перекочевала» из коммунальных услуг в состав платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в виде платы за коммунальные услуги (ресурсы), потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (КР СОИ).

  • бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме;
  • при этом расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения;
  • плата именно за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг либо УК, либо напрямую ресурсоснабжающей организации;
  • однако плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в МКД, – поскольку она включена в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, – с 1 января 2022 года при управлении МКД УК подлежит возмещению потребителями услуг исключительно данной УК, но не РСО;
  • следовательно, независимо от решения собственников МКД, РСО не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно РСО покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД;
  • сам по себе факт отсутствия договорных отношений между водоканалом и УК в рассматриваемом случае не изменяет статуса УК по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД, ведь УК обязана содержать общедомовое имущество МКД, предоставлять собственникам помещений весь комплекс коммунальных услуг по общему имуществу МКД и принимать от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.

ПП РФ № 950 изменило эту ситуацию. С 1 июля 2022 года абз. 2 п. 44 ПП РФ № 354 утратил силу, и теперь расчёт платы за все коммунальные услуги, кроме теплоснабжения, в домах без УО/ТСЖ/ЖК ведётся исходя из фактического потребления, по показаниям приборов учёта. РСО вправе выставить жителям МКД весь потреблённый объём.Как оплачивается электроэнергия, затраченная на работу ИТП

  • договор должен быть расторгнут в одностороннем порядке именно ресурсоснабжающей организацией;
  • отказаться от договора РСО может только в случае если у УО есть задолженность, признанная ей (интересно каким образом? — автор) или подтвержденная вступившим в законную силу решением суда;
  • размер задолженности должен быть равен или превышать 2 (две) среднемесячные величины обязательств УО перед РСО.

В статье 157.2 ЖК РФ говорится о прямых договорах, которые собственники заключают с РСО, даже если в доме выбрана управляющая организация. Речь идет именно о коммунальных услугах. Следовательно, никаких прямых договоров с РСО на поставку коммунального ресурса быть не может.

Выявленная разница разделяется меж всеми жильцами дома пропорционально площади занимаемых квартир. Если счетчик в какой-то квартире отсутствует, то расчет осуществляется с применением нормативных показателей по расходу ресурсов на каждого зарегистрированного жильца и площади помещения.

Жилищно-коммунальную отрасль России принято называть «черной дырой», в которую улетают миллиардные вложения — деньги собственников и государства. Новые правила расчета ОДН приняты, чтобы посчитать коммунальные ресурсы и распределить затраты в соответствии с реальным потреблением. Однако даже самое благое законодательное начинание часто превращается в сложный и запутанный процесс, вызывающий вопросы со стороны как обычных граждан, так и работников управляющих компаний и ТСЖ.

Обслуживание общих территорий дома может включать в себя расход различных видов ресурсов — электроэнергии, тепла, холодного или горячего водоснабжения. Использование ресурсов на обслуживание общих территорий называют общедомовым потреблением , в то время как использование ресурсов жильцами в рамках своих квартир называют индивидуальным потреблением .

Большинство многоквартирных домов уже оборудованы общедомовыми приборами учета потребления коммунальных ресурсов (электроэнергии, воды и тепла). Во многих квартирах имеются индивидуальные счетчики, по которым жильцы подают показания и начисляется коммунальная плата. По сути общедомовые нужды являются разницой между показаниями приборов общедомовых и индивидуальных. Тем собственникам, у кого в квартире счетчиков нет, ОДН распределяется, исходя из соотношения площади квартиры к общим жилым площадям дома.

Вам будет интересно ==>  Заявление об увольнении по соглашению сторон образец 2022

Как в остальных случаях, расчет ОДН по горячей и холодной воде, производится в зависимости от наличия общедомовых приборов учета (ОДПУ). Наличие таких приборов с автоматизированной передачей показаний облегчает задачу. В том числе, самой УК — для исключения трений с поставщиками ресурсов, которые могут списывать все технологические потери на собственников МКД. А также для оперативного подсчета расхода коммунальных ресурсов.

После проведения расчета доли электроэнергии, потребленной на ОДН, она прибавляется к объему, определенному по ИПУ или нормативу, и включается в квитанцию собственника. В свою очередь, собственник помещения должен произвести оплату ОДН в составе общего платежа за электроэнергию.

Отрицательный объем КР СОИ

а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:

Vпотр — объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0».

Элементарная логика позволяет понять, что суммарный объем коммунального ресурса, потребленного в совокупности помещений многоквартирного дома (далее – МКД), не может быть выше, чем общий объем такого ресурса, поданного в этот дом (определенный по ОПУ). То есть, отрицательное значение объема КР СОИ физически смысла не имеет. Однако, применение отрицательного значения в расчетах фактически означает, что это РСО должна оплатить указанный объем в пользу УО/ТСЖ.

Подпункт «а» пункта 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее – Правила № 124) предусматривает, что в случае превышения суммарного объема коммунального ресурса, потребленного в помещениях многоквартирного дома (индивидуального потребления жильцов дома), над объемом коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета (далее – ОПУ), то есть при возникновении отрицательного объема коммунального ресурса, потребленного при использовании и содержании общего имущества (далее – КР СОИ), такой объем, подлежащий оплате лицом, управляющим домом (УО/ТСЖ/ЖСК), в пользу ресурсоснабжающей организации (далее – РСО), принимается равным нулю.

В случае когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. Объем, подлежащий оплате, в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами».

В конечном итоге население, так или иначе, все равно оплачивает сверхнормативное потребление ресурсов на ОДН, но уже крайне не прозрачно, не имея персонифицированного интереса на поддержку мероприятий по снижению ОДН. В результате тормозится развитие культуры энергосбережения.

Первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин поддержал коллег из регионов и сообщил, что организация, учитывая мнение предпринимателей, представителей управляющих организаций и экспертов отрасли со всей страны, выступает против принятия проекта постановления правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу включения затрат на общедомовые нужды в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме» в текущей редакции. Среди предложений от общественной организации – рассмотреть возможность перерасчета платы за ОДН раз в год по аналогии с услугой теплоснабжения, а также ввести ответственность за отказ от установки прибора учета.

Участники мероприятия также отметили, что существующая система взаимоотношений, предусматривающая ограничение платы за ОДН нормативом, приводит к снижению качества жилищно-коммунальных услуг, дестабилизации и социальной напряженности, взаимным претензиям, росту неплатежей, снижению мотивации на экономию ресурсов, завуалированному повышению платы, непрозрачности рынка жилищно-коммунальных услуг. Такая ситуация недопустима и требует изменений, уверены они.

Даже добросовестные управляющие организации, не находя поддержки собственников помещений и не имея источников компенсации выпадающих доходов, предпочитают не оплачивать сверхнормативный объем поставщикам ресурсов, либо соразмерно снижают качество жилищных услуг. В целом это приводит к росту неплатежей, дестабилизации рынка ЖКУ, снижению качества услуг, невозможности отличить добросовестную организацию от недобросовестной, полагают члены экспертного сообщества.

Поставщики ресурсов вынуждены в судебном порядке требовать с управляющих организаций оплаты объема сверхнормативных ОДН. Это приводит к банкротству даже добросовестных управляющих организаций, недопустимому росту неликвидной задолженности, подлежащей включению в тариф ресурсоснабжающей организации.

Что такое ОДН: расшифровка, учет этого параметра, отраженный в квитанции коммунальных платежей, как иллюстрация — вычисление общедомовых нужд по электроэнергии

Эксперты и СМИ говорят о новом постановлении Правительства РФ от 29.06.2022 № 950 в основном в свете передачи обязанности по установке и замене ИПУ электроэнергии от собственников помещений поставщикам этого ресурса и сетевым организациям. Но оно касается и других РСО. Узнайте, каких и почему.

Например, можно использовать в подъездах светодиодные лампочки и датчики движения, чтобы экономить электроэнергию. Если установить доводчик на входную дверь, она не будет открыта зимой — уменьшатся теплопотери. В доме должен быть общедомовой счетчик, чтобы платить за фактический расход, а не по нормативам. За всё это должна отвечать ваша управляющая компания.

До начала 2022 года в квитанции потребителей включалась вся рассчитанная по формуле сумма, однако, с указанной даты расходы по ОДН переведены в жилищную услугу и строго регламентированы нормативными показателями. То есть максимально приближены к реальным цифрам потребления. Обновлённые правила расчёта стоимости содержания многоквартирных домов, одобрены распоряжением Правительства No1498[3].

Обратим внимание, что к последнему пункту относятся как потери внутридомовой сети, так и несанкционированные подключения в обход индивидуальных приборов, учитывающих потребление электроэнергии. То есть, в данном случае можно говорить о краже электричества у соседей по дому.

  1. При наличии общего прибора учёта количество киловатт, приходящееся на каждую квартиру, рассчитывают по формуле:
  2. V одн= (V общий– V подъезда – V квартир – V норма )/S дома*Sквартиры
  3. где:
  4. V общий – это расход электроэнергии по домовому прибору учёта,
  5. V подъезда – расход электроэнергии на подъездное освещение,
  6. V квартир – расход электричества, потреблённого всеми квартирами МЖД, оборудованными приборами учёта,
  7. V норма – расход электричества, потреблённого квартирами МЖД, не оснащёнными приборами учёта,
  8. S дома – площадь всего жилого дома,
  9. Sквартиры – полезная площадь квартиры.

Общие нужды при наличии счётчика составляют разницу между значением, которое показал общедомовой прибор, и общей суммой значений индивидуальных счётчиков вместе с расходами по нормативам в необорудованных счётчиками помещениях. Получившийся результат распределяется пропорционально занимаемой площади между всеми собственниками. Соответственно, независимо от количества проживающей в многокомнатной квартире людей, расход ОДН на неё будет больше, чем для однокомнатной.

Фактическое потребление будет рассчитываться как разница между показаниями ОДПУ и суммой показаний ИПУ и нормативов потребления КУ . Фактический объём распределяется между собственниками помещений МКД пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в МКД.

Общедомовое имущество, согласно ст. 36 п. 1 ЖК РФ, включает в себя все помещения дома, предназначенные для обслуживания более чем одного помещения в доме, при этом оно не должно быть частью квартир. Под определение попадают: лестницы и площадки, шахты лифта, мусоропровода, чердаки и технические этажи, коридоры, подвалы с инженерными коммуникациями, помещения для организации общего досуга. Общее имущество включает в себя уборочную площадь, сведения о которой содержаться в техпаспорте дома или в справке БТИ (форма № 8).

На первый взгляд, формула расчета ОДН кажется простой. Однако, зачастую начисление ОДН вызывает у управляющих компаний множество трудностей. Нередко это связано с существенным небалансом между общедомовым и индивидуальными приборами учета, который должен быть оплачен непосредственно жильцами многоквартирного дома.

Как уже говорилось, плата за ОДН с 1 января 2022 года перенесена в разряд расходов на содержание общего имущества, это значит, что строка ОДН в квитке должна исчезнуть. Теперь давайте определимся, что такое общедомовое имущество. Оно строго определено ст.36 п.1 Жилищного Кодекса РФ и включает в себя все помещения многоквартирного дома, служащие для общего пользования, исключая квартиры:

Adblock
detector