Директор На Арендованной Машине Оформляем Путевой С Медкомиссией

Нужно ли оформлять путевой лист и медицинские освидетельствования, если организация пользуется легковым автомобилем для собственных нужд

П. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»: запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Есть решения судов, поддерживающие точку зрения, что проходить медицинские осмотры должны только те работники, которые работают в должности водителя (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.04.2022 N Ф10-863/2022; Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894).

Есть другая позиция, что организации все-таки необходимо проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников (неводителей), чья трудовая функция или должностные обязанности предполагают управление служебным автомобилем (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 18.03.2014 N Ф03-336/2014 по делу N А37-3185/2012, Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 N 06АП-5556/2012 по делу N А37-2345/2012, от 15.06.2012 N 06АП-2120/2012).

Следует отметить, под перевозками для собственных нужд подразумевается перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов без заключения договоров перевозки или фрахтования (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Это означает, что в ситуации, когда работник использует легковой автомобиль организации для служебных поездок, не работает водителем, не перевозит грузы и не перемещает иных лиц, кроме самого себя, то есть использует исключительно для передвижения, наличие путевого листа не требуется.

При осуществлении перевозок для собственных нужд путевой лист может быть выдан (п. п. 4, 10 Порядка): на один рабочий день, если водитель совершает один или несколько рейсов в течение смены (рабочего дня); на срок, соответствующий длительности рейса, если он превышает продолжительность смены (рабочего дня).

Тем не менее следует иметь в виду, что судебная практика чаще придерживается расширительного толкования положений указанных выше нормативных правовых актов. В частности, основываясь на положениях ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ), обязывающих всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют любую деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, суды приходят к выводу о том, что нормы УАТ РФ и Обязательных реквизитов об обязательном оформлении путевого листа при перевозке пассажиров и грузов распространяются и на те организации, которые производят такие перевозки для собственных нужд (смотрите, например, определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529, решение Омского областного суда от 09.02.2022 по делу N 77-80/2022). В качестве дополнительного аргумента суды ссылаются и на то, что формулировка п. 2 Обязательных реквизитов не ограничивает круг лиц, обязанных оформлять путевые листы, только теми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют перевозки грузов и пассажиров в рамках оказания услуг по соответствующим договорам, а указывает, что Обязательные реквизиты должны применять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, организации рекомендуется оформлять и выдавать путевые листы в рассматриваемой ситуации.

Отметим, что путевой лист следует оформлять на каждый автомобиль, используемый хозяйствующим субъектом в служебных целях, на один день или срок, не превышающий одного месяца (пункты 9, 10 Порядка). Как буквально следует из указанной нормы значение в данном случае имеет цель использования автомобиля. Из вопроса видно, что заместитель директора использует указанный автомобиль в служебных целях, соответственно, организация обязана оформить путевой лист на автомобиль независимо от того, управляет ли заместитель указанным автомобилем по доверенности, либо на ином основании (например, приказ о закреплении служебного автомобиля за указанным работником). Иными словами, доверенность в рассматриваемой ситуации не может отменить обязанность работодателя по оформлению путевого листа. Кроме того, в указанной норме предусмотрен максимальный срок, на который может быть оформлен путевой лист. В то же время, предусматривая максимальный срок, законодательство при этом не предусматривает норм административной ответственности за оформление указанного путевого листа на более длительный срок. Единственным последствием несоблюдения требований к оформлению путевого листа, возможно, являются налоговые последствия в части признания правомерности уменьшения налогооблагаемой прибыли организации (п. 1 ст. 252 НК РФ)*(1).

1. Обязана ли организация выдавать путевой лист в рассматриваемом случае? Может ли организация выписывать путевой лист на год, или она обязана выписывать его на каждую поездку? Должен ли выписываться путевой лист в случае, если сотрудник управляет автомобилем по доверенности?

При этом отметим, что организация, кроме того, может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Так, суд указал, что лицо, управляющее автомобилем, принадлежащим организации, является участником дорожного движения и осуществляет транспортную перевозку по дорогам общего пользования, в связи с чем данное юридическое лицо, а следовательно, и водители, допущенные к управлению транспортным средством, обязаны выполнять требования законодательства, в том числе в части предрейсового медицинского осмотра, при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств (решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики — Чувашии от 25.02.2022 по делу N 12-351/2022).

Как следует из вопроса, в трудовом договоре заместителя руководителя не указано, что он в рамках своих должностных обязанностей должен управлять автомобилем, принадлежащим работодателю. По мнению представителей инспекции труда в такой ситуации организация не обязана обеспечивать прохождение им предрейсовых медицинских смотров (Вопрос: В организации на балансе есть автомобиль, который в служебных целях использует директор. Организация нетранспортная, водителя в штате нет. Необходимо ли директору проходить предрейсовые медицинские осмотры? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2022 г.; Вопрос: В нашей компании руководителям для мобильности предоставляются транспортные средства (автомобили), взятые в лизинг. Необходимо ли вышеуказанным руководителям проходить обязательные (предрейсовые и периодические) медицинские осмотры? Руководители не выполняют работы по перевозке пассажиров и грузов (просто ездят на работу с работы) (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», январь 2022 г.).

  • Отсутствие отметки о предрейсовом медицинском осмотре водителя — 5000 руб. для должностных лиц и 30 000 руб. для организаций (п. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ).
  • Если отметка о прохождении медосмотра имеется, но она не соответствует действительности (например, водитель при проверке оказался пьян) — 20 000 руб. для должностных лиц и 50 000 руб. для организаций (ст. 12.32 КоАП РФ).
  • Если же ГИБДД или Ространснадзор посчитает, что медосмотр вообще не был проведён, то штраф составит от 2000 до 3000 рубю для должностных лиц и от 30 000 до 50 000 руб. для организаций (ст. 11.32 КоАП РФ).

В то же время отсутствие путевого листа может интерпретироваться ГИБДД и Ространснадзором как свидетельство отсутствия предрейсового медицинского осмотра водителя и технического контроля транспортного средства, что повлечёт за собой дополнительные штрафы (см. далее).

Неверное оформление — это отсутствие даты и подписи лица, контролирующего техническое состояние транспортного средства. Лицо, ответственное за техконтроль должно иметь профессиональное образование по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» или профподготовку с присвоением квалификации «Контролер технического состояния автомобильного транспорта». Величина штрафов за неверное оформление технического контроля такова:

  1. Трудовая инспекция — на предмет нарушения режима труда и отдыха водителей (см. « С 1 января вводятся новые нормы труда и отдыха для водителей грузовиков и автобусов »);
  2. ФНС — при проверке правильности учета затрат (ГСМ) для расчёта налога на прибыль и в рамках проведения выездных и камеральных проверок;
  3. ГИБДД — непосредственно на дороге, в целях установления правомерности использования транспортного средства, права водителя им управлять или обоснованности самого рейса.
  • Отсутствия отметки о предрейсовом техническом контроле ТС — 5000 руб. для должностных лиц и 30 000 руб. для организаций (п. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ)
  • При наличии отметки о прохождении техконтроля, не соответствующей действительности (ТС имело неисправности, с которыми запрещена эксплуатация) — от 5 000 до 8 000 руб. для должностных лиц (п. 2 ст. 12.31 КоАП РФ)

Какой штраф за отсутствие путевого листа в 2022 году

Однако запрета на использование унифицированной формы путевого листа (форма 3), утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, на сегодняшний день нет. Исходя из вышесказанного, организация вправе использовать как унифицированную, так и самостоятельно разработанную, но соответствующую всем требованиям форму.

Мы рекомендуем в такой ситуации выдавать путевой лист сотрудникам, чтобы избежать споров с ГИБДД и, как следствие, возможных судебных разбирательств. Помимо этого, нельзя забывать, что путевой лист является документом, подтверждающим расход ГСМ. Это еще один очевидный факт в пользу выдачи путевых листов.

Штраф также предусмотрен за несоблюдение режима труда и отдыха для дальнобойщиков. А выдаст такое нарушение тахограф и путевой лист. Если тахограф работает не корректно, то контролеры также выпишут штраф. Причем и на работника, и на работодателя. Подробнее о санкциях узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Особое внимание здесь необходимо уделить примечанию к ст. 12.31.1 КоАП РФ, в котором отмечено, что лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, несут наказание по данной статье как юридические лица. Это значит, что индивидуальные предприниматели, у которых путевой лист составлен с нарушениями требований медицинского осмотра водителя или технического осмотра транспортного средства, могут быть оштрафованы на 30 000 руб.

Ранее в организациях, не относящихся к категории автотранспортных предприятий, путевой лист разрешалось выдавать на срок от 1 дня до 1 месяца. На автотранспортных предприятиях была установлена обязанность выдавать путевой лист ежедневно, за исключением командирования сотрудника — тогда путевой лист выдавался на весь срок командировки.

Вам будет интересно ==>  Как Делится Квартира Куплена До Брака На 2

Арендатор по договору аренды транспортного средства с экипажем не должен оформлять путевые листы на соответствующую технику. На этот нюанс обратил внимание Арбитражный суд Уральского округа. Как отмечается в постановлении от 29.06.2022 № Ф09-3984/21 по делу № А60-5524/2022, путевой лист – это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства и его водителя. Целью путевого листа является подтверждение обоснованности расхода горюче-смазочных материалов. Отсутствие путевого листа свидетельствует о факте использования автомобиля без служебных целей.

При этом законодательство требует, чтобы путевые листы оформлялись организациями и ИП, которые эксплуатируют автомобили. Для указанных целей эксплуатация – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение возможности выполнения транспортных функций этого транспортного средства. Среди прочего в этот комплекс мер входит определение маршрутов движения, обеспечение хранения, технического обслуживания и ремонта, подбор лиц, управляющих транспортным средством, и т. п. В рамках договора аренды с экипажем арендатор самостоятельной деятельности по эксплуатации ТС не осуществляет. Он только использует арендованный транспорт, управление которым осуществляется силами арендодателя. Значит, именно арендодатель несет обязанность по составлению путевых листов.

Как оформлять путевой листе директору

Делать это должны и компании-перевозчики и организации, использующие транспорт для удовлетворения собственных потребностей (п. 9 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Встает вопрос, нужен ли путевой лист директору на служебный автомобиль ?

В целях оформления путевых листов нужно определиться с тем, кого законодательство считает пассажирами. Это любые физические лица, кроме водителя, находящиеся в транспортном средстве, а также лица, которые садятся в транспортное средство и выходят из него (п. 1.2 Правил дорожного движения). Таким образом, под пассажирами понимаются любые физ лица, за исключением водителя автомобиля.

Если руководитель ездит по служебным делам один, то путевой лист директору на личном авто , равно как и на служебном, не нужен. Обязанность заполнять путевые листы в случаях, когда нет факта пассажиро- и грузоперевозок действующее законодательство не содержит.

Таким образом, опираясь на законодательство и выводы судов, на вопрос: нужен ли путевой лист директору на служебную машину , можно ответить однозначно. Этот документ не нужен. Однако нужно понимать, что отсутствие путевого листа может повлечь за собой претензии налоговой инспекции, которая усомнится в экономической целесообразности и документальном подтверждении расходов на эксплуатацию автомобиля. Поэтому безопаснее эти документы оформлять.

Соответственно для подтверждения маршрутов следования и обоснованности расходов на бензин, возможно использовать другие документы, подтверждающие произведенные расходы. Однако в любом случае формальный порядок оформления документов может быть признан лишь как попыткой уклонения от уплаты налогов и взносов.

  • Операции по предоставлению личного транспорта в аренду НДС не облагаются в силу положений статьи 143 НК РФ.
  • Если компания-арендатор применяет общую систему налогообложения, то при расчете налога на прибыль, расходы, связанные с арендой можно учесть в составе расходов в сумме фактических затрат.
  • Если компания-арендатор применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов», то учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу согласно положениям ст. 346.16 НК РФ можно суммы арендной платы, затраты на ГСМ и другие расходы, связанные на содержание транспорта.
  • Если же компания-арендатор применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «Доходы», то учесть расходы на арендные и иные платежи, связанные с содержанием и эксплуатацией автотранспорта компания не сможет в целях налогообложения.

Однако необходимо иметь в виду, что при любой системе налогообложения фактические расходы согласно действующего законодательства должны быть обоснованы и документально подтверждены, а при УСН еще и оплачены. Специалисты Минфина РФ еще раз указали на обязательность документального подтверждения расходов в своем письме от 25.03.2022 г. № 03-03-06/1/20067.

Компаниям на УСН также необходимо обратить внимание на то, что учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую базу, можно только компенсацию за использование в служебных целях легковых автомобилей и мотоциклов (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Компенсация за использование личного грузового автотранспорта сотрудника в закрытом перечне расходов при УСН не поименована и следовательно не уменьшает налогооблагаемую базу при УСН. В случае использования грузового транспорта сотрудника в служебных целях компаниям на УСН оптимальнее заключить с сотрудником договор аренды автотранспорта, в этом случае арендные платежи смогут уменьшить налогооблагаемую базу организации — арендатора.

При аренде автомобиля с экипажем расходы на ремонт автомобиля, как и обязательства по страхованию транспортного средства несет арендодатель. Однако расходы, связанные с эксплуатацией транспортного средства, например приобретение ГСМ, оплачивает арендатор, т.е. организация.

С суммы арендной платы необходимо исчислить НДФЛ, а вот страховыми взносами данная выплата не облагается на основании п. 4 ст. 420 НК РФ. Взносы на страхование от несчастных случаев организация может уплачивать, но только в том случае, если такая обязанность будет четко закреплена условиями договора аренды.

Нужен ли директору путевой лист

Собственник ТС — ООО, управляет ТС директор, у него имеется доверенность, но при проверке документов работник ГИБДД выписал штраф в связи с отсутствием путевого листа. ООО не является транспортной компанией и директор использует ТС для личных нужд и в рабочее время и в выходные. Подскажите нужен ли путевой лист с отметками медика? Или может проще передать ТС по договору аренды чтоб не требовали путевой лист?

ООО имеет легковой автомобиль, кот.находится в лизинге, на котором ездит генеральный директор, он же является и единственным учредителем данного ООО. Нужен ли путевой лист? Деятельность ООО не связана с какими либо перевозками. Машина находится и днем и ночью у директора. Как оформлять путевой лист? Можно ли его вообще не оформлять, либо каким то другим документом, т.к. неизвестно куда и как и зачем директор на ней ездит. Это его фирма, его деньги следовательно его машина.

Я директор фирмы, ехал на служебной (легковой автомашине которая принадлежит моему ООО) за рулем в выходной день, меня остановили сотрудники ДПС и потребовали путевой лист (все остальные документы были в порядке) .Путевого листа у меня не было, я пытался объяснить, что не выполняю коммерческие перевозки, но на меня наложили штраф в размере 500 рублей. Правомерно ли данное наказание? В каких случаях не нужен путевой лист?

  1. Проходит медкомиссию с отметкой: печатью или электронной цифровой подписью.
  2. Называет механику ФИО или предъявляет допуск с печатью о медосмотре в бумажной форме.
  3. Ждет несколько секунд, пока механик отправит путевой лист в печать нажатием одной клавиши. Документ автоматически формируется программой.
  4. Получает путевой лист и приступает к выполнению заявки.
  5. Система одна для всех сотрудников. Поэтому диспетчер сразу видит график работ, который сформировал механик.

Проверку путевых листов могут осуществлять многие государственные организации. Работники ФНС с помощью них выявляют ошибки при учете ГСМ и уменьшении налога на прибыль. Трудовая инспекция проверяет соблюдение прав работника предприятия, например, на отдых. Путевые листы также помогают сотрудникам ГИБДД понять, насколько правомерно управление водителя автомобилем. Возможность просматривать путевые листы есть и у налоговых инспекторов при проведении выездных или камеральных проверок.

  • маршрут по карте: плановый и по факту;
  • начало и конец маршрута;
  • количество заказов;
  • запланированное и фактическое время работы;
  • переписку с диспетчером;
  • какие кнопки нажимал водитель, а какие — диспетчер;
  • телефонные разговоры;
  • пробег автомобиля.

Давайте посмотрим, как работают с путевыми листами организации без специальных программ. Водитель приходит на работу и идет к диспетчеру, тот вручную вносит данные в путевой лист, параллельно заполняя журнал учета. Дальше водитель идет к механику и медику, оба ставят свои подписи. Только после этого можно начинать смену. В течение дня водитель вносит данные о поездках в путевой лист, а в конце смены записывает показания с одометра. Дальше путевой лист снова попадает к диспетчеру. Он сверяет показатели, вносит данные о поездках и передает путевой лист бухгалтеру, который переносит сведения в программу бухгалтерского учета.

Например, потребовались данные машины, на которой водитель выходил в рейс. Для этого нужно детализировать поездки водителя за необходимый период и достать информацию из сохраненного листа. Например, ООО «Пилот» разрешает Ивану Иванову 1 января 2022 выйти на автомобиле Опель с государственным номером Н111ЕТ и работать с 9 утра до 17 вечера по всем заявкам в пределах территории города Москва.

В путевом листе перед рейсом обязательно ставится отметка о техническом осмотре автомобиля путем проставления даты и времени проверки машины, которая заверяется подписью с указанием фамилии и инициалов, в частности, контролера технического состояния автотранспортных средств (п. 16.1 Порядка заполнения). Это может быть водитель или механик, за которым закрепляется должностная обязанность по выпуску транспортных средств на линию и проведению предрейсового техосмотра. Если такой сотрудник отсутствует, то отметка может быть проставлена в сервисном центре за плату.

Оформление путевых листов является обязательным. Исключение — ситуация, когда автотранспортное средство оснащено электронной системой контроля пробега. Если же электронная система контроля в ТС предусматривает только систему контроля расхода топлива, путевой лист также будет необходим.

Директор не обязан проходить медицинские осмотры. Расходы на приобретение ГСМ для служебного автомобиля учитываются как расходы на содержание служебного транспорта на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ. Для подтверждения расходов компании нужно оформить путевой лист, в котором следует проставить отметку о дате и времени проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. К авансовому отчету в данном случае сотруднику нужно приложить квитанцию электронного терминала.

В приказе не уточняется, распространяется новое требование на все компании или только на транспортные. Вместе с тем следует учитывать, что за отсутствие предрейсовых осмотров транспортных средств организация может быть оштрафована на 30 тыс. рублей и ей грозит отказ в выплате страхового возмещения, если автомобиль попадет в ДТП (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ).

Таким образом, по нашему мнению, проходить медицинские осмотры должны работники, которые работают в должности водителя (абз. 3 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Данная позиция находит подтверждение в судебной практике (например, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.04.2022 № Ф10-863/2022, Апелляционное определение Московского городского суда от 24.05.2022 по делу N 33а-2857/2022). То, что директор (или его заместитель) управляет автомобилем, не создает ему новую трудовую функцию, так как (ст. ст. 15, 17, 56, ч. 2 ст. 57 ТК РФ):
• работа в должности водителя предполагает перевозку грузов, пассажиров, а в данном случае директор возит только себя;
• директор (заместитель) вправе, но не обязан ездить на автомобиле;
• предоставление автомобиля можно рассматривать как вид социальной гарантии для отдельных категорий работников.

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист

Таким образом, опираясь на законодательство и выводы судов, на вопрос: нужен ли путевой лист директору на служебную машину , можно ответить однозначно. Этот документ не нужен. Однако нужно понимать, что отсутствие путевого листа может повлечь за собой претензии налоговой инспекции, которая усомнится в экономической целесообразности и документальном подтверждении расходов на эксплуатацию автомобиля. Поэтому безопаснее эти документы оформлять.

Однако даже если работник возит какие-то грузы (торговый представитель — образцы), но в трудовом договоре предусмотрено, что он исполняет свои обязанности с использованием автомобиля, тогда совмещение должностей отсутствует, а значит, требование о доплате неправомерно. В этом случае управление автомобилем выполняется в рамках заключенного трудового договора и предусмотренной им трудовой функции, что не подразумевает каких-либо доплат. Такой вывод косвенно подтверждают Минздравсоцразвития и Ростру

На легковом автомобиле организации будет ездить директор. Бензин оплачивается по корпоративной карте. Нужно ли проходить медицинский осмотр, предрейсовый осмотр технического состояния автомобиля? Как учесть расходы на бензин? Какие необходимо оформить документы?

Делать это должны и компании-перевозчики и организации, использующие транспорт для удовлетворения собственных потребностей (п. 9 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Встает вопрос, нужен ли путевой лист директору на служебный автомобиль ?

Отметим также, что при аренде автомобиля с экипажем отметку о предрейсовом медицинском осмотре должен ставить арендодатель, так как фактически водитель не является работником арендатора. Соответственно, арендатор не несет ответственности за охрану его труда и здоровья. В остальном путевой лист заполняется как обычно. Таким образом, путевой лист целесообразно оформлять арендодателю.

  • наименование и номер путевого листа;
  • сведения о сроке действия путевого листа;
  • сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  • сведения о транспортном средстве, в том числе «Дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства»;
  • сведения о водителе.

Устав, Обязательные реквизиты и порядок не позволяют определенно распределить бремя обязанности по заполнению путевых листов между арендодателем, являющимся собственником предоставленного в аренду транспортного средства, и арендатором, временно владеющим и пользующимся транспортным средством по договору аренды транспортного средства с экипажем (или без экипажа) (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2009 N 07АП-7044/09).

Поскольку при аренде с экипажем арендодатель является работодателем водителя и, соответственно, несет расходы на выплату заработной платы своему работнику, полагаем, что именно арендодателю целесообразно оформлять путевые листы на поездки автомобиля по распоряжению арендатора (Постановления Арбитражного суда Центрального округа от 31.01.2022 N Ф10-5795/2022, Второго арбитражного апелляционного суда от 04.09.2022 N 02АП-6142/2022). Рекомендуем определить порядок оформления путевых листов в договоре аренды. По нашему мнению, если стороны договора аренды согласуют, что путевые листы оформляет арендодатель, то арендатору следует иметь их копии в целях подтверждения расходов на приобретение ГСМ (и наоборот). Способ обмена документами прописывается в договоре аренды или приложениях к нему.

По нашему мнению, из указанных документов следует, что путевые листы необходимы той организации, работники которой фактически осуществляют работы на транспорте или спецтехнике. Путевые листы подтверждают, что автомобиль работал, а не простаивал, в то же время путевые листы являются документальным обоснованием расходов на ГСМ (Письма УФНС России по г. Москве от 09.07.2022 N 16-15/116577@, Минфина России от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354, Минтранса России от 14.05.2022 N ДЗ/10239-ис «О заполнении путевых листов»).

А из самого определния «водитель» — водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

А как тогда оформлять договор с сотрудниками, которые помимо своей работы управляют служебным транспортом? ставить совмещение или как?
Верху статьи вы ссылаетесь «Если вас интересует вопрос в общем понимании: «Вправе ли директор при наличии в штате водителей в свое рабочее время управлять служебным автомобилем?», то на этот счет есть хорошая статья на ресурсе Гарант»
Но в этой статье на писано «управление автомобилем в рассматриваемом случае, как правило, будет представлять собой не трудовую функцию работника, а способ выполнения трудовых обязанностей по должности руководителя. Иными словами, руководитель получает право использовать служебный автомобиль для поездок, связанных с осуществлением трудовой функции по занимаемой должности. Само по себе управление автомобилем для служебных поездок не означает, что работник начинает осуществлять трудовую функцию водителя (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894)»

Все намного проще. Если у вас в компании 2,5 человека и легковой транспорт, то не обязательно принимать еще 5 сотрудников. Законодатель требует обеспечивать БДД руководителя. А уж руководителю принимать решение: сам он будет обеспечивать БДД или поручит кому-нибудь.

«…Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства…»
В качестве водителя, это значит что сотрудник (любой) выполняющий работу по професси водитель. Например, директор управляет служебным автомобилем. Прямые обязанности директора мы знаем, но как только он садится за управление автомобиля, он работает в качестве водителя.

Теперь, что касается вопроса, когда служебным автомобилем управляют специалисты, начальники, руководители, директора. Согласно статьи 20 ФЗ-196 О БДД у юридического лица возникает обязанность по обеспечению БДД при выполнении двух условий:

  • Есть служебные авто, которыми владеет организация на праве собственности или аренды;
  • Эксплуатация авто, а именно есть сотрудники (неважно какая должность) которые выполняют функции водителя и управляют ими.

Как заполнять путевой лист при аренде автомобиля

При заполнении путевого листа в поле «Организация» проставляются об арендаторе, его наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер телефона, ОГРН (ОГРНИП). При аренде автомобиля без экипажа в путевом листе должны быть указаны сведения именно об арендаторе, так как он владеет автомобилем на праве аренды и осуществляет его эксплуатацию (см. также Письмо Минтранса России от 28.09.2022 N 03-01/21740-ИС).

Арендодатель предоставляет арендатору автомобиль за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ). Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. 646 ГК РФ).

Арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). При этом расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов, несет арендатор, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем (ст. 636 ГК РФ).

Обязанность заполнения путевого листа при перевозке пассажиров и багажа, грузов, в частности, легковыми автомобилями предусмотрена п. 14 ст. 2, ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав).

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 11.09.2022 N 368 (далее – приказ № 368). Требования данного документа обязательны в том числе для организаций, эксплуатирующих легковые автомобили для собственных нужд (Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529 по делу N А33-12312/2013).

Путевка в рейс

  • Перегон , когда предприятие направляет водителя, чтобы забрать автомобиль у продавца или после проведения длительного ремонта. Путевой лист в этом случае не только не нужен — его невозможно правильно заполнить.
  • Служебный легковой автомобиль . Директор предприятия или сотрудник, использующий служебный автомобиль, должен заключить с предприятием договор аренды автомобиля. Договор, конечно, должен быть у него на руках.
  • Перевозка сотрудников на личном автомобиле . Когда руководитель подвозит на своем автомобиле сотрудников, ставить отметку в своем путевом листе необязательно.

Для некоторых водителей такси остается открытым вопрос о путевых листах для междугородних перевозок, и не все понимают, сколько нужно путевых листов — один или на каждый день. Но в этом вопросе нет юридических коллизий. По закону путевой лист оформляется на один день или на срок, не превышающий один месяц. Медицинский и технический осмотр относится к понятию «рейс», таким образом, предрейсовый медицинский осмотр нужно пройти один раз, перед выходом в рейс. Путевой лист нужно выписать на несколько дней, например, на семь, когда едете от Москвы до Ивановской области, и обратно.

Существует два вида медосмотров — очный в медкабинете и дистанционный в телемедицинском кабинете. Третий, нелегальный, который сведен к проставлению отметок, не рассматриваем, так как он несет в себе единственный смысл в техническом исполнении требований закона и не направлен на реальную проверку здоровья водителя перед рейсом.

Заблуждение! На некоторых сайтах юридических компаний встречается информация о том, что путевой лист с медосмотром не нужен, если предприятию не важен учет расхода ГСМ, или предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения. Такая позиция ошибочна. Существует определенный порядок заполнения путевых листов и прохождения предрейсовых медицинских осмотров. И на дороге инспектор сошлется на тот действующий закон, по которому путевой лист нужен обязательно. Например, на шестую статью Устава автомобильного транспорта, которым регламентировано, в каких случаях запрещена перевозка пассажиров, багажа и грузов автобусами, легковыми и грузовыми автомобилями.

Впрочем, у госавтоинспектора будут все основания считать, что автомобиль используется не в личных целях, а это либо незаконное предпринимательство, либо нарушение прохождения предрейсовых медосмотров, что несет за собой тяжелые юридические, финансовые и другие последствия. Действия инспекторов разные, как и судебная практика, поэтому надежно защищает только правильно заполненный путевой лист и прохождение предрейсового медосмотра.

Отметка медика в путевом листе: требования Минтранса России

Что касается использования легковых или грузовых транспортных средств иным лицом предприятия, например, генеральным директором, то в этом случае необязательно заполнять путевой лист, отметка медработника тоже не понадобится. Судебная практика это подтверждает (см. например, решение АС Сахалинской области от 19.04.2022 по делу № А59-6319/2022).

Работники-водители обязаны информировать руководство о своем маршруте и затраченных на поездку ресурсах. Для этого принято использовать унифицированные формы листов для нескольких видов транспорта, утв. Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Но предприятие может разработать собственный бланк и использовать его в работе. Главное, чтобы в нем содержались реквизиты, указанные в Приказе Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152, в том числе поле, куда вписать образец штампа медосмотра на путевом листе (2022 год). Использованные и принятые к учету бумаги регистрируют в специальном журнале, а затем хранят в архиве 5 лет.

Но путевые листы используются не только для учета работы водителей, а еще и как первичные документы бухучета, позволяющие списывать расходы на топливо. И чтобы не было проблем с ФНС, надо руководствоваться Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152, где перечислены обязательные реквизиты и правила оформления бланков. Из приказа понятно, нужна ли отметка врача в путевом листе легкового автомобиля. В п. 16 заявлено, что такой штамп обязателен. Иначе последствия могут быть следующими:

  • ст. 24 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан»: обладатели определенных профессий в целях сохранения их здоровья и трудоспособности обязаны регулярно проходить обязательное медосвидетельствование;
  • ст. 23 ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения»: водители транспортных средств должны обязательно проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры врача. Так, очевидно, что в момент нахождения за рулем сотрудник должен быть здоров. А печать медработника на документе это подтвердит.
  • налоговые органы посчитают документы без отметки врача недействительными и не признают расходы, списанные по ним;
  • инспектор ГИБДД оштрафует за отсутствие отметки о медосмотре. Штраф для водителя — 3000 руб., для руководителя, отвечающего за выход на смену водителя, — 5000 руб. Предприятие могут оштрафовать на 30 000 (ст. 12.31.1 КоАП РФ);
  • не проводя медосмотры для сотрудников, работодатель нарушает права трудящихся на охрану здоровья ( ст. 24 ТК РФ ). А ст. 5.27.1 КоАП РФ за допуск к работе работника, не прошедшего медосмотр, предусматривает штраф для должностных лиц и для ИП от 15 000 до 25 000 руб., для юрлиц — от 110 000 до 130 000 руб.

Схема такого контроля проста: руководство компании учитывает цифру пробега до и после поездки в оговоренные временные периоды, а затем отнимает от общего пробега пробег по служебным заданиям (высчитывается по путевым листам). Полученный остаток — и есть расстояние, которое машина проехала в личных целях сотрудников, и оно переводится в количество топлива по техническим характеристикам и амортизацию и диагностической карте автомобиля.

Еще один, более простой и законный способ использовать служебный автомобиль в личных целях — аренда. Но не аренда авто сотрудником у компании, а наоборот: аренда компанией личного транспорта сотрудника. При этом, аренда может быть оформлена как на само авто, так и на машину с водителем.

  • приказ о закреплении автомобиля за определенным сотрудником;
  • акт приема/передачи машины (с фиксацией показаний спидометра);
  • договор аренды (субаренды) авто;
  • приказ о предоставлении сотруднику выходного дня (если машина используется в рабочее время).
  • в документах (инструкции, правила компании, договора) сразу указывается лимит количества топлива или стоимости ГСМ, и эту сумму в конце отчетного периода сотрудник возмещает компании;
  • сотрудник, эксплуатирующий авто, получает на руки оговоренную сумму на расходы;
  • сумма затрат прописывается в договоре аренды (любом из вариантов).
  • транспорт должен быть под строгим контролем, использоваться только в служебных целях и только в рабочее время;
  • сотрудникам разрешено использовать транспорт личных целях в нерабочее время (требуется соответствующая регламентирующая документация — инструкции, протоколы, узаконенные правила).

Как списать бензин на личный автомобиль директора? Аренда личного автомобиля директора

ПЛ регистрируются в специальном журнале. Их учет взаимосвязан с учетом горюче-смазочных материалов. Если компания не автотранспортная, то листы составляются тогда, когда следует подтвердить обоснованность расходов, к примеру, 1 раз в неделю или 1 раз в месяц. Об этом можно судить, основываясь на письме Министерства финансов РФ № 03-03-04/1/327 или Постановлении ФАС ВВО № А38-4082/2008-17-282-17-282.

Если имеет место использование директором личного автомобиля в служебных целях или, наоборот, служебного авто – в личных целях, то особенно важно правильно оформить ПЛ. От этого зависит, будет ли осуществляться учет расходов на горюче-смазочные материалы при расчете налога на прибыль. Чтобы подстраховаться на случай проведения проверок и не допустить ошибок, нужно учитывать разные нюансы.

При использовании унифицированной формы ПЛ должен заполняться пункт «Место отправления и назначения», а также остальные реквизиты этой формы, так как удалять какие-либо реквизиты нельзя. Поэтому придется дополнительно проверять, чтобы среди мест назначения и отправления не указывались адреса, которые позволят налоговикам считать, что использование директором служебного автомобиля осуществлялось в личных целях.

Директор ООО, являясь одновременно учредителем, вправе использовать для оформления автомобиля все те способы, которые прописаны выше. Это возможно за счет того, что он также выступает и в качестве физлица – то есть является и директором, и работником, и представителем юрлица.

Если из других документов не следует, что поездка имела непроизводственный характер (к примеру, на основании поручения директора, сделанного в письменном виде), то предприятие может учесть данные расходы при исчислении налога на прибыль, даже если поездки осуществлялись в личных целях.

  • «Перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз уполномоченному на их получение лицу»

И так, для этого давайте сначала вспомним Постановление Правительства РФ № 1156 от 12.11.2012 года,которым был отменен абзац четвертого пункта 2.1.1 ПДД РФ. Напомним нашим уважаемым читателям, что этот пункт регулируют перечень документов, которые водитель автомобиля обязан возить с собой и предъявлять их сотрудникам полиции при первом требовании.

Помните пожалуйста о том, что доверенность нужна в том лишь случае, если от имени юридического лица или предпринимателя водитель собирается осуществлять какие-либо юридические действия. Например, забирать автомобиль со штраф стоянки или проводить регистрационные действия в ГИБДД.

Но на самом деле сотрудники ГИБДД выписали штраф незаконно и его можно было легко оспорить в суде и отменить. Дело в том, что наш герой несмотря на управление автомобилем, который принадлежит юридическому лицу, был не обязан возить с собой заполненный путевой лист поскольку не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров или грузов.

Как вы уже наверно поняли друзья, в этом нет ни какой необходимости, поскольку действующее Российское законодательство четко обозначила тех лиц, которые обязаны во время управления транспортным средством иметь при себе заполненный путевой лист и предъявлять его по первому требованию сотрудникам полиции.

Личное авто для работы: компенсация или аренда

Мы живем в век скоростей, поэтому наличие автомобиля у работника – это зачастую не роскошь, а производственная необходимость. Многие сотрудники имеют разъездной характер работы — менеджеры по продажам, торговые представители, выездные специалисты по обслуживанию клиентов, директор может использовать свой личный автомобиль для поездок в командировки. Результат их труда во многом будет зависеть от степени мобильности. Все больше компаний практикуют использование личных автомобилей сотрудников в служебных целях. Как это правильно оформить?

  1. выплачивать компенсацию за использование личного авто в служебных целях;
  2. заключить договор аренды транспортного средства.
  3. На самом деле, есть еще вариант безвозмездного использования авто, но он не укладывается в экономическую целесообразность и личные интересы сотрудника. Не принимаем его в расчет.
  1. Разрабатываем Положение об использовании личного автомобиля в служебных целях — порядок, нормы,
  2. Вносим Изменения в трудовой договор,
  3. Устанавливаем Приказом размер компенсации конкретному сотруднику или списку лиц.
  4. Каждую служебную поездку оформляем Путевым листом, либо записью в специальном журнале,
  5. Все расходы на содержание автомобиля (покупка топлива, масла, посещение СТО) подтверждаем документально и вместе с Заявлением сдаем в бухгалтерию,
  6. Бухгалтер проверяет документы и осуществляет выплату. Работодатель вправе отказать сотруднику в компенсационных выплатах, если они осуществлялись не для служебных целей.

Директор ООО «Ромашка» Иванов И.И. использует свой собственный автомобиль в служебных целях. Оформлен договор аренды без экипажа и каждый месяц директору выплачивается 20 тыс. рублей (уже за минусом НДФЛ 13%). Путевых листов-нет и Иванов И.И. отказывается их заполнять, чеки с заправки ГСМ не предоставляет, но и и не требует его возмещать. Сумму арендной платы бухгалтер списывает на прочие расходы, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу. Правомерны ли действия бухгалтера?

Все затраты должны быть обоснованными и подтверждены документами. Если вы все же решили упростить себе задачу — не заключать договор аренды и не оформить должным образом выплату компенсации, а просто выплачиваете сотруднику суммы его затрат по чекам ГСМ, то будьте готовы к тому что налоговики признают данные выплаты экономически необоснованными и вам придется заплатить все полагающие налоги с этих сумм.

Adblock
detector