Как Изменить Разрешенное Использование Земельного Участка В 2022 Году

Изменение вида разрешенного использования земельного участка 2022

В соответствии с приказом новый классификатор видов разрешенного использования утвержден Приказом Росреестра от 10.11.2022 № П/0412 и вступает в силу 5 апреля 2022 года. Разработанный нормативный акт не вносит никаких правок в наименование и описание видов, кодов разрешенного использования, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540. Изменения касаются исключительно смены субъекта нормативно-правового регулирования в связи с передачей функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию при осуществлении земельных отношений от Минэкономразвития России в ведение Росреестра.

Изменение одного ВРИ на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, то есть изменение допускается в случае, если Правила застройки и землепользования (ПЗЗ) муниципального образования, к территории которого относится данный земельный участок, планируемый к установлению ВРИ предусмотрен.

Вид разрешенного использования (ВРИ) — индивидуальная характеристика земельного участка. Она определяет способ его использования, то есть вид деятельности, которую можно на нем вести. Как изменить вид разрешенного использования или установить его, читайте в материале портала mosreg.ru.

В рамках переданных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.02.2022 № 131 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» полномочий, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии издан приказ от 10 ноября 2022 года № П/0412, утверждающий новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

Постановлением Правительства Москвы № 2022-ПП от 19 ноября 2022 года (далее – «Постановление № 2022») были скорректированы механизмы расчета связанных с изменением ВРИ платежей для каждого из указанных случаев. Таким образом, изменения различаются в зависимости от того, находится ли застраиваемый земельный участок в частной или государственной собственности.

Порядок изменения вида разрешенного использования любого земельного участка в 2022 году

Владельцы земельных наделов нередко испытывают потребность в изменении возможностей их использования. Устанавливается вид разрешенного использования муниципалитетом при формировании надела и указывается в документации при его переходе в аренду или собственность лицам физическим и юридическим. Чтобы расширить возможности участка, потребуется изменить вид разрешения. Все изменения должны вноситься с соблюдением норм законодательства.

Зачастую возникает потребность перемены разрешения на использование не только для возможности строительства жилого дома, но и для проектов коммерческого направления. Например, автостоянки или комплекса для занятий спортом. Любое изменение должно производиться с согласия комиссии при администрации.

Наиболее наглядный пример связан со строительством жилого дома на землях КФХ, поскольку в Классификаторе ВРИ нет такого вида использования участка. Поэтому муниципалитеты не выдают разрешение на постройку, так называемого, дома фермера. Можно уточнить в ПЗЗ администрации, относится ли возведение жилого помещения к условно разрешенному для данного надела. Проблема может решиться, если основной ВРИ заменить на условно разрешенный или назвать дом хозяйственной (складской) постройкой. Но прописаться в нем будет невозможно.

  • осуществления с/хозяйства (производства с/х продукции) с возможностью возведения помещений, требуемых для переработки, а также хранения выращенной продукции;
  • ЛПХ;
  • организации садоводства и огородничества;
  • крестьянско-фермерской деятельности;
  • ИЖС с правом строительства частного жилого дома определенных параметров.
  • паспорта заявителя или нотариальной доверенности представительного лица собственника (арендатора) земли;
  • выписки из ЕГРИП для предпринимателей (ЕГРЮЛ для юридических лиц), а также свидетельства о регистрации юр.лица или ИП;
  • бумаги правоустанавливающего характера на землю и строения;
  • когда заявитель не собственник земли (например, участок арендуется), то необходимо получить согласование от собственника, что он не возражает по поводу изменения ВРИ.
  • схема расположения земельного участка

Процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка

Вопрос, как изменить разрешённое использование земельного участка, возникает ещё и потому, что существуют другие ограничения. Например, если площадь была дана для индивидуального строительства, то дом обязательно должен быть возведён. Только лишь огород или сад держать нельзя. А вот если допустили исключительно создать только личное хозяйство, то тогда строительство не допустят.

Человек, который не знает тонкости, может подумать, что некоторые виды одинаковые по типу. Однако это не так, и отличия довольно значимы. К примеру, если земля отведена под дачное строительство, то на неё можно законно построить дом и даже в нём зарегистрироваться. А если участок был выделен под огородничество, то тогда дом можно будет построить, но регистрация в нём невозможна.

  1. Решить, что именно хочется изменить и получить в итоге. Нужно тщательно обдумать, на какой вид следует сменить. Ведь от этого будет зависеть то, какие действия вы сможете потом выполнять.
  2. Найти обоснование для перевода, указать веские причины. Желательно обратиться к юристу, чтобы он, ориентируясь на закон, помог написать обоснование. Отметим, что целевое назначение должно быть сохранено.
  3. Получить от соседей разрешение на то, что они не против изменений. Обязательно необходимо получить согласие от собственников участков, которые прилегают к вашему.
  4. Подготовьте определённый пакет документов. Он определяется законодательством. Следует посоветоваться со специалистом, чтобы было проще понять, какие именно официальные бумаги потребуются. Некоторые справки нужно получать незадолго до обращения в государственный орган. Так как их срок действия в среднем длится 1 месяц.
  5. Сходить на приём к главе муниципалитета. Обсудить данный вопрос лично.
  6. Подать документы, получив об этом расписку.

При желании можно оформить доверенность на другого человека. Это требуется в тех случаях, когда по каким-либо причинам личность не может или не хочет принимать хоть какое-либо участие в деле. Тогда всеми вопросами будет заниматься другой человек – родственник, друг или специалист.

Изменение вида разрешённого использования земельного участка может потребоваться по одной причине. Необходимость возникает, если человек решает применять свою собственность в других целях. Как известно, для частной земли существуют определённые ограничения по использованию. Например, некоторая предназначена исключительно для огородничества, другая для строительства, а третья для фермерского подворья. Может произойти так, что человек решит сменить свою деятельность. Чтобы это было законно, потребуется согласовать своё решение с государством.

  • все владельцы участка должны быть на это согласны (в случае, если вы не единоличный владелец);
  • участок должен быть в собственности, состоять на кадастровом учете и иметь границы;
  • соответствовать требованиям о предельной норме площади в регионе;
  • если вы хотите сменить ВРИ, характерный только для земель сельхозназначения на ВРИ, допустимые в населенных пунктах (например, «ЛПХ на полевом участке» на «ЛПХ на приусадебном участке»), то придется менять сначала категорию назначения земель (и это тоже тема для отдельной беседы).

Фото: ensocompany.ru

Для каждого из этих ВРИ есть свои нюансы. Так, если ваш ВРИ 2.1, то на участке вы сможете разводить цветы или, скажем, морковку, но разведение сельскохозяйственных животных на нем не предусматривается. Так что если вы мечтаете о курах — вам больше подойдет ВРИ 2.2. Словом, везде свои нюансы.

Не перепутайте ВРИ «Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки)» 2.2 с ВРИ «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» 1.16. Если в первом случае строиться можно, то во втором — нельзя. Еще нельзя путать ВРИ «Ведение садоводства» 13.2 (допускается строительство жилого или садового дома) и «Ведение огородничества» 13.1 (можно строить только хозяйственные постройки).

  • основные (главные виды эксплуатации участка),
  • условно разрешенные (их введение допустимо градостроительным регламентом зоны, к которой относится участок)
  • и вспомогательные (они не могут быть основными ни при каких обстоятельствах, применяются только с основными или условно разрешенными. Они не должны быть преимущественными. К примеру, это могут быть гаражи или объекты инженерной инфраструктуры).
Вам будет интересно ==>  Сколько всего билетов при сдаче на права 2022

В соответствии с классификатором, каждый участок земли в стране можно использовать определенным образом. Это определяется в пределах целевого назначения земли и в соответствии с территориальным зонированием. ВРИ ЗУ — один из важных параметров градостроительного регламента любого населенного пункта. Для вас, как для собственника участка, особенно важно, какие виды объектов капитального строительства на нем можно возводить. К примеру, если у вашего участка основной ВРИ 1.8 («Скотоводство»), то из капитальных объектов вы можете построить на нем, например, коровник (или, как указано в Классификаторе, «здания и сооружения, используемые для содержания и разведения сельскохозяйственных животных»). А вот сооружение жилого дома на таком участке не предусмотрено.

Вариант применения земельного ресурса определенного участка территории определяется на основании классификатора ВРИ, который принимается в качестве обязательного с 1.09.2022 года после утверждения приказом Минэкономразвития под номером 540. Согласно этому классификатору, на сегодняшний день осуществляется установление вида допустимого использования территории участка.

Но в законодательстве на этот счет есть множество недоработок, которые ведут к многочисленным судебным спорам. Несоблюдение законодательства на любой стадии приводит к отмене ранее принятого решения, как в случае прокурорской проверки, так и в порядке самоконтроля со стороны местной администрации.

Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

  • Письменное обращение с внесенным в текст номером участка в кадастровом реестре земли;
  • Паспорт гражданина РФ;
  • Документы, позволяющие доказать права пользования и распоряжения в отношении территории у собственника, и правоудостоверяющие документы в том случае, если земля была приобретена до 2.03.1998 года, так как в отношении таких участков при запросе данных в ЕГРН будет выдана пустая справка.

Согласно ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2022 № 171-ФЗ «О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Такими документами являются:
1. адресованное главе муниципалитета заявление об изменении вида разрешенного использования принадлежащего вам земельного надела на другой,
2. удостоверяющие личность заявителя документы (копии),
3. при подаче заявления через представителя — подтверждение его полномочий,
4. правоустанавливающая документация на объекты недвижимости (капитального строения), расположенные на земельном участке, при условии что таковые имеются,
5. правоустанавливающая документация на сам земельный надел (свидетельство о собственнических правах либо договор аренды),
6. выписка из госкадастра недвижимости или кадастровый паспорт, другие документы земельного надела,
7. техпаспорта на объекты капитального строительства (если таковые присутствуют на момент обращения на земельном участке),
8. эскизы планируемого объекта,
9. проект застройки земельного участка планировочной компании,
10. сведения о планируемом объекте капстроительства (параметры, этажность, площадь застройки),
11. согласие основных правообладателей в отношении земельного надела на изменение его вида разрешенного использования (речь идет о случаях, когда земельный участок арендуется),
12. согласие основных правообладателей земельных наделов, объектов капстроительства, граничащих с вашим участком, на смену вида разрешенного использования (то есть гарантия, что такое изменение не нарушает прав собственников соседних участков).

Такая документация подается лично, по почте или посредством представителей. При этом орган, принимающий заявление и приложения, выдает соответствующую расписку (уведомление) о получении документов. Общий срок рассмотрения заявления — сорок пять рабочих дней с момента регистрационной отметки принятия этого заявительного акта.

До внесения соответствующих изменений в градостроительное законодательство (в том числе, установления правил землепользования г. Москвы, Московской области 31.12.2014 г.) решение об изменении «статуса» земельного участка принимается главой местной администрации при учете результатов публичных слушаний.

Во-вторых, следует получение решения о смене вида допустимого использования земельного надела. Выдается решение главы муниципалитета о смене разрешенного вида эксплуатации земельного участка либо письменный мотивированный отказ в проведении подобной процедуры. Последнее решение подлежит судебному и административному обжалованию.

Но если новый вид допустимого использования предполагает жилищное строительство, то решение может приниматься и без публичных слушаний. Однако здесь необходимо соблюдение определенного условия, а именно: чтобы новый вид использования не противоречил основному типу целевой эксплуатации надела.

Образец такого заявления можно изучить при посещении нужного отдела местной администрации. Можно даже составить такой документ на портале Госуслуг. Изменить вид разрешенного использования земельного участка достаточно просто, так как документы с заявлением могут подаваться даже в электронном виде на данном портале. В этом случае можно не посещать лично два раза местную администрацию региона.

Каждый участок земли обладает конкретным видом разрешенного использования. Он определяется властями каждого региона. Любой владелец территории должен знать, какими особенностями и параметрами обладает его участок. Но нередко требуется разобраться в том, как поменять вид разрешенного использования земельного участка. Это необходимо, если планируется применять землю по какому-либо специфическому назначению. Для изменения характеристик участка требуется обращаться в администрацию региона.

  • возможность использования участка земли для иных целей, например, для садоводства, возведения частного дома или сельского хозяйства;
  • требуется возвести на территории какое-либо небольшое строение;
  • возникает необходимость построить на земле частный дом.
  • отсутствие нужной документации;
  • предоставление ложных или противоречивых данных в заявлении;
  • отсутствие информации о конкретном участке в ЕГРН;
  • нет данных о владельце территории;
  • не подготавливаются заранее письменные согласия на процесс другими владельцами территории;
  • земля находится в санитарной зоне какого-либо производственного предприятия;
  • запрос касается общей придорожной территории.

К постановлению следует приложить другие документы, которые ранее передавались в местную администрацию. На основании такой документации будут внесены нужные корректировки в ЕГРН. Процесс регистрации изменений не занимает больше 15 дней. После этого можно пользоваться землей на основании внесенных корректировок. При этом важно учитывать соответствие вида разрешенного использования земельного участка с фактическим применением территории. В ином случае можно столкнуться с негативными последствиями.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму .

Вам будет интересно ==>  Транспортная накладная 2022 года образец заполнения

Так, например, чтобы появилась легальная возможность построить жилой комплекс на месте, отведенном для осуществления сельскохозяйственных работ, необходимо обзавестись разрешением на его переоформление в другой тип использования. А такая территория уже должна быть причислена к населенному пункту, и при этом еще и располагаться вблизи какого-либо поселения.

Проблема о том, как изменить вид разрешенного использования земельного участка (ВРИ) является по-настоящему актуальной для граждан, которые планируют эксплуатировать имеющуюся территорию для задач, идущих в разрез с закрепленным ВРИ.

Нередко принимается решение об отказе в осуществлении данной процедуры, в таком случае, мотивированный ответ направляется на адрес заявителя. Как правило, причинами для отказов служат неправильно установленные границы земельной площади, выявленные не легализованные самовольные постройки, участок использовался в разрез с его назначением.

  • направление ходатайства;
  • подготовка и передача пакета справок;
  • рассмотрение компетентным органом возможности перевода конкретной земельной площади в другой ВРИ;
  • принятие акта о переводе объекта и выдача его заявителю;
  • внесение корректировок в реестр.

Систематизированный перечень видов деятельности, которые можно осуществлять в 2022 году с использованием земельных участков

Изменения касались не только кодов действующих видов деятельности, в документ вносились и новые. Они затронули жилищное строительство, коммунальное обслуживание и здравоохранение, образование, гидрометеорологию, ветеринарию, деловое управление, торговлю, отдых, транспорт, туризм, производство, энергетику, санитарную деятельность, землепользование, огородничество и садоводство. Была изменена кодировка, а также содержание разделов.

По правилам действующего законодательства земля принадлежит государству. Любой участок, который выделяется юридическому или физическому лицу, имеет свое целевое назначение, то есть предназначен для осуществления какого-либо вида работ. От этого зависит и качество выделяемой территории. Например, для ведения сельского хозяйства предоставляются более плодородные земли, а для промышленных целей – участки, удаленные от жилых массивов.

Классификатор ВРИ является стандартом использования выделенного участка земли. Он определяет все категории действий, которые можно выполнять на имеющейся территории. Проще говоря, классификатор необходим для того, чтобы пользователь знал, каким образом он вправе использовать предоставленную ему территорию.

  1. Сельское хозяйство. Категория содержит в себе восемнадцать различных направлений, соответствующих пунктам 1.1-1.18, например, разведение скота, содержание питомников, сенокошение и выпас.
  2. Жилая застройка. Кодировка таких видов варьируется в пределах 2.1-2.7. В такую категорию входит не только жилищное строительство, но и территории для ведения личного подсобного хозяйства.
  3. Общественное использование объектов капстроительства. Для этого вида установлены обозначения 3.0-3.10.2. Примерами являются ветеринарное обслуживание, религиозное использование, обеспечение научной деятельности, здравоохранение и образование.
  4. Предпринимательство, коды 4.0-4.10. К ним отнесены в том числе объекты придорожного сервиса, обслуживания автотранспорта, общественного питания и магазины.
  5. Отдых. Обозначения 5.0-5.5. Данная категория касается исключительно отдыха, рыбалки, туризма и спорта.
  6. Производство. Коды варьируются от 6.0 до 6.11. Это касается организации производства по различным направлениям.
  7. Транспорт – это коды 7.0-7.5, охватывающие все виды транспорта и трубопроводы.
  8. Обеспечение обороны и безопасности. Данные виды обозначены кодами 8.0-8.4. Они касаются не только военной безопасности, но и использования природных территорий.
  9. Проведение деятельности по охране природы. Коды 9.0-9.3. Сюда относятся санаторно-курортные и историко-культурные виды деятельности.
  10. Использование лесов обозначено кодами 10.0-10.4.
  11. Использование водных объектов. Коды 11.0-11.3. Сюда включаются территории с расположенными на них водными объектами различных типов – реками, морями, озерами, водохранилищами.
  12. Земельные участки общего пользования. Данный вид предполагает размещение на земле объектов, доступных всем гражданам. Он обозначен кодами 12.0-12.3.
  13. Земельные участки общего назначения. Коды 13.0-13.2. Это касается садоводства и огородничества.

Порядок изменения вида разрешенного использования любого земельного участка в 2022 году

Регламентируется процедура внесения таких изменений двумя кодексами РФ: Градостроительным N 190-ФЗ и Земельным N 136-ФЗ, а также Законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. с изменениями от 2022 года. Осуществляется услуга с соблюдением правил земельного пользования, застройки конкретной единицы территории.

  • осуществления с/хозяйства (производства с/х продукции) с возможностью возведения помещений, требуемых для переработки, а также хранения выращенной продукции;
  • ЛПХ;
  • организации садоводства и огородничества;
  • крестьянско-фермерской деятельности;
  • ИЖС с правом строительства частного жилого дома определенных параметров.

Но бывают и другие причины отказа, например, несоответствие ваших требований Градостроительному Кодексу, тогда изменить вид будет невозможно. Такое решения принимает коллегия местного самоуправления, и оно выносится в интересах всех людей, а не только в ваших.

Одним из принципов земельного законодательства Российской Федерации является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (градостроительным зонированием) и требованиями законодательства.
В законодательстве не описано, а в литературе не доказано, существуют ли иные способы установления (изменения) разрешенного использования земельных участков, кроме предусмотренного Земельным кодексом Российской Федерации зонирования территорий
.
Градостроительный кодекс Российской Федерации, установивший в соответствии с предписанием пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации общие принципы и порядок проведения градостроительного зонирования, содержит противоречия с земельным законодательством, что порождает коллизии в правоприменительной практике
.
По мнению Л. Е. Бандорина, разрешенное использование земельных участков – это неотъемлемый элемент правового режима земельного участка, установление которого имеет целью определение конкретного, устойчивого способа использования земель, соответствующего целевому назначению земель, из состава которых образован земельный участок. При этом неотъемлемость разрешенного использования земельных участков означает, что оно должно определяться для земельных участков, образованных из состава земель всех категорий (за исключением земель запаса), что обусловлено необходимостью конкретизации правового режима земельных участков, которая не может быть обеспечена лишь посредством деления земель на категории.
Понятие «разрешенное использование земельного участка» четко привязано ЗК РФ к зонированию территорий: упомянутая ст
. 7 говорит о разрешенном использовании земельного участка «в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов». Зонирование же территорий по ЗК РФ относится только к землям населенных пунктов, в которых согласно ст. 85 в соответствии с градостроительными регламентами устанавливаются территориальные зоны. Иные категории земель не упоминаются.
К настоящему времени виды разрешенного использования большинства земельных участков уже установлены, однако зачастую это происходило с нарушениями прав землепользователей и собственников зданий (строений, сооружений)
. Помимо прочего названный выше классификатор может не содержать в своем перечне отдельные виды разрешенного использования. Такая правовая неопределенность делает актуальным вопрос о порядке изменения вида разрешенного использования земельного участка.

  1. Изучение норм градостроительных регламентов. Документ содержит указание на разрешенное использование земель. Получить нужные сведения можно, заказав один из следующих документов: градостроительный план надела, выписку из Правил землепользования, справку о зонировании. Эти бумаги доступны для заказа в МФЦ, Росреестре или его филиалах (кадастровых палатах).
  2. Получить информацию о допустимой деятельности на участке, расположенным внутри одной территориальной зоны (основных, условных и вспомогательных).
  3. Отыскать соответствующий вид. Он должен наилучшим образом отражать будущее направление использования. Изменение вида целевого использования земельного участка в 2022 году осуществляется по Классификатору ВРИ ЗУ 2022. Желательно, чтобы выбранный код совпадал с указанным в Правилах землепользования и иных местных документах.

Какие бывают назначения земельных участков

Сервитут — это возможность использовать чужой земельный участок для собственных нужд. Он не дает возможности распоряжаться имуществом. Бывает двух видов: публичный, установленный в интересах общества, и частный — накладываемый в интересах конкретного гражданина или группы лиц.

Что же касается водного фонда, к нему отнесены все виды рек, болот, прочих водоёмов и ледников. По сути это природные объекты, возникшие без участия человека. Также это могут быть гидротехнические сооружения. К лесному фонду принадлежат леса и лесные хозяйства.

Участки, имеющие сходное назначение, объединяются в категории. Отнесение земель к той или иной категории происходит по решению органов государственной власти и закрепляется в соответствующих нормативных документах, главным из которых является Земельный кодекс.

Вам будет интересно ==>  Кэк для казенных учреждений расшифровка 2022

Наделы любой формы собственности должны проходить госрегистрацию. После этой процедуры территориям присваиваются уникальные кадастровые номера. Собственник может распоряжаться наделом исключительно в соответствии с целевым назначением. Установление и изменение вида земельного участка осуществляется только по решению органа власти.

Важно отметить, что, ссылаясь на федеральное законодательство, государственная власть обязуется содействовать садовым и огородническим некоммерческим товариществам в их развитии под видом поддержания инфраструктуры, помощи в прокладывании дорог и систем коммуникаций.

Какие бывают назначения земельных участков

Виды земельных объектов, которые включены в раздел участков предназначенных для поселений, предусматриваются для застройки и развития населённых пунктов. Это не то же самое, что и индивидуальное жилищное строительство. Территория любого населённого пункта разделена по зонам и имеет согласованные границы с местными органами самоуправления. Недвижимые объекты этой категории состоят их инженерной, общественной, жилой и прочей инфраструктуры. При этом каждая зона по закону может использоваться только по своему назначению без перевода в другую категорию.

Возможный предел территорий определяется также в соответствии с тем, к какому виду относится тот или иной объекту недвижимости. Так, на участке сельскохозяйственного назначения не разрешено капитальное строительство. Из этого следует, что использовать такие объекты допустимо лишь в хозяйственных целях.

  1. Личное хозяйство. Устанавливается с правом на строительство или без него.
  2. Дачное строительство. Здесь допускается постройка загородного жилого дома. В отличие от застройки на землях поселений проект строительства согласовывать не нужно.
  3. Садоводство, животноводство, растениеводство и т.д.
  • Земля сельскохозяйственного значения;
  • Лесной и водный фонд;
  • Промышленные территории;
  • Участки населённого значения и для индивидуального жилищного строительства;
  • Участки особо охраняемого значения;
  • Земли в резерве;
  • Объекты общей долевой собственности.
  1. Жилые зоны.
  2. Общественно-деловые.
  3. Производственные.
  4. Инженерные и транспортные инфраструктуры.
  5. Рекреационные зоны.
  6. Участки сельскохозяйственного использования.
  7. Зоны специального назначения.
  8. Военные объекты.
  9. Иные земельные участки.

Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Эти правила оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

  1. Сельскохозяйственное использование (растениеводство, садоводство, пчеловодство, рыбоводство и т.д.);
  2. Жилая застройка (для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, многоэтажная жилая застройка и т.д.);
  3. Общественное использование объектов капитального строительства (здравоохранение, социальное обслуживание, образование и просвещение и т.д.)
  4. Предпринимательство (объекты торговли, рынки, магазины и т.д.)
  5. Отдых (рекреация) (спорт, туристическое обслуживание, охота и рыбалка и т.д.)
  6. Производственная деятельность (тяжелая промышленность, энергетика, связь и т.д.)
  7. Транспорт (железнодорожный транспорт, размещение автомобильных дорог, воздушный транспорт и т.д.)
  8. Обеспечение обороны и безопасности (обеспечение вооруженных сил, охрана государственной границы РФ и т.д.)
  9. Деятельность по особой охране и изучению природы (охрана природных территорий, санаторная деятельность и т.д.)
  10. Использование лесов (заготовка древесины, лесные плантации и т.д.)
  11. Водные объекты (гидротехнические сооружение и т.д.)
  12. Земельные участки (территории) общего пользования (улично-дорожная сеть, благоустройство территории и т.д.)
  13. Земельные участки общего назначения (ведение огородничества, ведение садоводства).

ВАЖНО! Местные власти определяют виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны исходя из исторически сложившихся условий использования территории, а также исходя из результатов публичных слушания. Документы градостроительного зонирования регламентируют, какие ВРИ могут быть выбраны правообладателями земельных участков самостоятельно, какие — после получения разрешения, а для каких видов деятельности участки не могут быть использованы. Данные разграничения устанавливаются для обеспечения защиты населения и обеспечения комфортных условий проживания.

В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом.

Аналогичная ситуация с ВРИ 1.16 «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», где разрешено только производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства. При этом ВРИ 2.2 «Для ведения личного подсобного хозяйства» такое строительство разрешает.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Так, в отношении земель сельхозназначения порядок изменения ВРИ должен быть установлен законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ. Однако этот закон не содержит таких норм, что является пробелом в законодательстве. Изменить ВРИ земельного участка из сельскохозяйственных угодий не получится без перевода участка в другую категорию, что возможно, например, при изменении границ населенного пункта (постановление 18-го ААС от 25.01.2022 по делу № А07-1720/2022). Для иных земель сельхозназначения ВРИ может быть изменен в соответствии с градостроительным регламентом (см. письмо Минэкономразвития РФ от 08.07.2008 № Д08-1995).

Изменение видов разрешенного использования участков, относящихся к землям населенных пунктов, осуществляется на основании норм Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ), а также правил землепользования и застройки соответствующего муниципального образования, градостроительного регламента и технических регламентов, то есть имеет вполне определенную установленную процедуру.

Отказ регистрирующего органа по мотивам отсутствия разрешения уполномоченного органа на изменение ВРИ является незаконным (см. п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 14.11.2022, далее — Обзор).

Чтобы иметь полную информацию об установленных для вашего участка видах разрешенного использования, полезно будет получить сведения из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД). Сведения содержат полную информацию о развитии территорий, об их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства, в том числе видах разрешенного использования.

Например, ваш участок имеет ВРИ «для ведения личного подсобного хозяйства» и вы планируете построить на нем дом. Если посмотреть расшифровку в Классификаторе (код 2.2), то мы увидим, что данный вид подразумевает в том числе постройку жилого дома до трех этажей, то есть менять ВРИ в данном случае не нужно.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

При этом представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

В соответствии со ст 394 НК РФ (далее — Кодекс) налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в размерах, определенных данной статьей Кодекса.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (п. 14 ст. 396 Кодекса).

Исходя из данных норм Кодекса следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок или судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату.

Adblock
detector