Где в товарно транспортной накладной ставит печать перевозчик 2022
Содержание
Пример заполнения нового бланка транспортной накладной с 1 января 2022 года
С 1 января 2022 года утверждены новые правила грузовых перевозок ( Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2022 г. №2200) со сроком действия до 2027 года и действует измененная форма транспортной накладной. Такое изменение позволит отследить движение денежных средств при оплате услуг по транспортировке и уменьшить количество посредников, принимающих участие в одной операции по доставке груза.
Начинает ее оформление отправитель, он вносит информацию о себе, транспортной компании по перевозке, перемещаемом товаре. Получатель дополняет документ сведениями о приемке, а водитель — в процессе выполнения услуг проставляет подписи при поступление и сдаче груза, отметки и замечания.
Новый формат отношений грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков
К слову о государственных органах: соответствующие запросы были направлены в Минфин и Минтранс, однако, вразумительных ответов пока не поступило. Минфин переслал запросы в Минтранс, Минтранс — в ФНС, которая находится в подчинении Минфина. Такой вот забавный футбол на уровне министерств. После получения официальных разъяснений статья будет дополнена.
Предметом агентского договора является предоставление информационных и посреднических услуг. Говоря простыми словами, агент сообщает своему принципалу (заказчику) сведения о перевозчике, который готов выполнить перевозку на определенных условиях. Таким образом, агент не отвечает за действия перевозчика при исполнении им обязательств по договору перевозки, так как не является стороной этого договора (ч. 3 ст. 308 ГК РФ).
Нужно ли ставить печать на ттн нового образца 2022 рф
- Экспортная декларация EX-1 оформляется при отправке товара за границу.
- Транзитная декларация T-1 необходима для партий заграничных товаров, проезжающих через территорию ЕС.
- Административный сопроводительный документ или ААД выписывается на подакцизный товар из ЕС, направляемый на экспорт.
- Книжка международных дорожных перевозок (МДП) или TIR позволяет осуществлять транзитные перевозки по нескольким государствам без оплаты пошлин и прохождения досмотров. Действует на территории стран-участников конвенции
- Карнет ATA выполняет функцию таможенного документа, с помощью которого упрощается ввоз товаров (для выставок, ярмарок, спортивных мероприятия и пр.). Действует на территории многих стран.
- Накладная СМГС применяется на международных железнодорожных сообщениях в странах бывшего СССР, во Вьетнаме, Польше, Молдавии и многих других. Государства, не являющиеся участниками соглашения СМГС, оформляют накладную по другой форме.
С 25 июля 2022 года для подтверждения расходов на доставку товаров компании применяют новую транспортную накладную (утв. приложением 4 к постановлению Правительства РФ от 15.04.11 № 272). Новую накладную составляют в трех экземплярах для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Каждая сторона должна была ставить в накладной подписи и заверять их печатями компании. Однако на практике это вызвало много затруднений.
Ниже с левой стороны надо подписаться ответственным лицам с расшифровками: грузоотправителю, уполномоченным по отпуску с отгрузкой, а также главбуху. Правее вносят данные водителя (про его личность, имеющуюся доверенность). Чуть позже здесь распишется представляющий грузополучателя человек для подтверждения факта приема «посылки».
- Сначала документу присваиваем № и указываем его (используя внутреннюю нумерацию, принятую на предприятии), проставляем дату.
- В строчку «грузоотправитель» пишем информацию о компании, отправляющей ТМЦ (с полным названием, геолокацией и работающим телефоном).
- По аналогии прописываем сведения об адресанте в пункте «грузополучатель».
- Там, где стоит слово «плательщик», надо вписать фирму, оплачивающую услуги по перевозке.
- Рядом со всеми сторонами сделки надо написать верные коды ОКПО.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Проставление перевозчиком штампа в транспортном разделе товарно-транспортной накладной обязательно. Невыполнение этого требования может повлечь за собой предъявление претензий со стороны налоговых органов. Вместе с тем отсутствие этого штампа само по себе не свидетельствует о том, что услуги по перевозке не были оказаны, и не является основанием для наступления неблагоприятных последствий.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Из п. 2 той же статьи следует, что если форма первичных учетных документов содержится в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, документы должны быть составлены по этой форме.
Согласно указаниям по применению и заполнению форм первичной документации по учету работ в автомобильном транспорте, содержащимся в приложении к постановлению Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 (далее — Постановление N 78), товарно-транспортная накладная (унифицированная форма N 1-Т) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Транспортный раздел этой накладной определяет взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служит для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
В силу п. 2 Постановления N 78 ведение первичного учета по форме N 1-Т обязательно для юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.
Реквизиты транспортного раздела накладной в графе «Водитель-экспедитор» содержат место для штампа. Исходя из требований п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ и п. 2 Постановления N 78 в форме N 1-Т должны быть заполнены все реквизиты. Поэтому в соответствующей графе накладной должен быть проставлен оттиск штампа перевозчика.
Однако следует учитывать и то, что правовые отношения, связанные с оказанием услуг по перевозке грузов, регулируются нормами гражданского законодательства о перевозке грузов.
В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза автомобильным транспортом подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»), форма и порядок заполнения которой предусмотрены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.
Таким образом, отсутствие штампа перевозчика в товарно-транспортной накладной не означает, что договор перевозки груза не заключен и не исполнен.
По смыслу п.п. 1 и 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, заполнение всех реквизитов документа установленной законодательством формы в совокупности подтверждает реальность того факта хозяйственной деятельности организации, для оформления которого этот документ применяется. Однако отсутствие какого-либо из реквизитов еще не свидетельствует о документальной неподтвержденности соответствующего факта хозяйственной деятельности в принципе. Наличие такого факта может подтверждаться другими реквизитами того же документа или другими документами, составленными в рамках исполнения сторонами договора своих обязательств. Отсутствие штампа перевозчика в товарно-транспортной накладной еще не означает, что принятие груза к перевозке и реальность оказания услуг по перевозке груза невозможно подтвердить документально.
Следовательно, если груз фактически был принят перевозчиком и услуги по перевозке оказаны, у сторон договора нет оснований не отражать факт оказания услуг в бухгалтерском учете и у лица, обязанного оплатить услуги перевозчика, нет оснований их не оплачивать даже в случае незаполнения отдельных реквизитов товарно-транспортной накладной.
В правоприменительной практике суды, решая вопрос о правомерности отнесения на расходы стоимости услуг перевозки грузов или правомерности применения грузоотправителем вычетов по налогу на добавленную стоимость, предъявленного перевозчиком, обращают внимание не только на отсутствие печати или штампа перевозчика в форме N 1-Т, но и на наличие или отсутствие других доказательств реальности оказания услуг по перевозке грузов.
Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 08.12.2010 N Ф09-10096/10-С3 суд, несмотря на ненадлежащее оформление товарно-транспортной накладной, пришел к выводу о том, что исполнение договорных обязательств между налогоплательщиком и перевозчиком по договору перевозки груза носило реальный характер. Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 11.02.2009 N 09АП-143/2009 (оставлено без изменения постановлением ФАС Московского округа от 25.05.2009 N КА-А40/4248-09), рассматривая дело, в котором также затрагивался вопрос об отсутствии печати в товарно-транспортной накладной, отметил, что НК РФ не устанавливает перечень документов, подлежащих оформлению при осуществлении налогоплательщиком тех или иных расходных операций, не предъявляет каких-либо специальных требований к их оформлению (заполнению). При решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов в целях налогообложения прибыли необходимо исходить из того, подтверждаются произведенные налогоплательщиком расходы имеющимися у него документами. Иными словами, условием для включения затрат в налоговые расходы является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически произведены. При этом во внимание должна приниматься достоверность представленных налогоплательщиком в подтверждение факта и размера понесенных затрат доказательств, которые подлежат правовой оценке в их совокупности. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 22.06.2009 N 13АП-3285/2009 обратил внимание на то, что отсутствие отметки перевозчика в товарно-транспортной накладной само по себе не означает, что груз не был отгружен. ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 15.10.2009 N А56-14274/2008 указал, что постановлением Госкомстата от 28.11.1997 N 78 не предусмотрено, что незаполнение отдельных граф товарно-транспортной накладной свидетельствует о ее недействительности. Наличие надлежащим образом оформленного договора является достаточным доказательством заключения договора перевозки, в том числе и при наличии отдельных недостатков оформления ТТН. К аналогичным выводам суды приходили и в других случаях (постановления ФАС Поволжского округа от 14.01.2010 по делу N А65-5851/2009, ФАС Северо-Западного округа от 08.10.2009 N А56-2075/2009).
В тех случаях, когда товарно-транспортная накладная была оформлена ненадлежащим образом и суды приходили к выводу о том, что факт перевозки груза не доказан, они основывались не только на отсутствии печати или штампа перевозчика в этом документе, но и на иных обстоятельствах, имеющих значение в конкретной ситуации (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.10.2010 по делу N А78-188/2010, ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2004 N А05-10174/03-19, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2008 N 04АП-2144/07).
Таким образом, проставление перевозчиком штампа в транспортном разделе товарно-транспортной накладной обязательно в силу требований законодательства о необходимости заполнения всех реквизитов утвержденных форм документов. Невыполнение этих требований может повлечь за собой предъявление претензий со стороны налоговых органов. Вместе с тем отсутствие этого штампа само по себе не дает оснований для вывода о том, что услуги по перевозке не были оказаны, и, соответственно, не может повлечь за собой неблагоприятных последствий для сторон сделки.
Решения для управления
Правительство постановлением от 30 декабря 2011 г. № 1208 внесло изменения в
Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272.
В новой редакции изложены формы транспортной накладной при перевозках грузов автомобильным транспортом и заказа-наряда на предоставление транспортного средства. Транспортная накладная теперь только подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами, но не заверяется печатью, как было раньше.Любые исправления заверяются подписями как грузоотправителя, так и перевозчика.
Однако вместо этого в этом документе надо будет расшифровывать подпись лица, его подписавшего.
Также уточнены отдельные значения предельно допустимых осевых нагрузок транспортных средств.
В перечень специализированных транспортных средств для перевозки строительных грузов включены транспортные средства с самосвальным кузовом.
Если доставка транспортом поставщика включается в стоимость товара, то ТТН можно не оформлять. Для того чтобы окончательно обезопасить себя от претензий налоговых органов, необходимо прописать в договоре условие о том, что право собственности на товар переходит на момент приемки товара покупателем.
Тогда продавец доставляет до покупателя еще свой товар, поэтому имеет право учесть при расчете налога на прибыль расходы по ГСМ.
Покупатель приходует товар на склад, при этом в стоимость за единицу товара включается стоимость доставки.
ТТН при отгрузке товаров надо оформлять, если компании при заключении договора отдельно выделили услуги по перевозке товара или привлекли стороннюю автотранспортную организацию.
Нужно помнить о том, что первичные документы оформляет продавец (поставщик), а негативные налоговые последствия грозят покупателю.
Из этой ситуации есть только один выход. При получении неправильно оформленных документов покупатель должен обратиться к поставщику с просьбой исправить допущенную ошибку.
- Информация о грузоотправителе. Здесь указывают полное название хозяйствующего субъекта или ФИО заказчика, адрес места нахождения (места жительства — для физлиц), ФИО работника, ответственного за организацию транспортировки, его телефон.
- Информация о грузополучателе. Сведения, аналогичные вышеуказанным.
- Наименование груза и сведения о нем. Указывают число мест, маркировку, вид тары, разновидность упаковки, массу нетто, брутто, объем и т.д. Если груз опасный, то такую информацию тоже надо отметить.
Документ оформляет обычно грузоотправитель, если другое условие не прописано в договоре (п. 6 Правил). Нужно внимательно заполнять форму, указывать в ней правильные данные: точные адреса, регистрационные номера, наименования компаний, груза и т.д. Подписывать транспортную накладную должно только уполномоченное на это лицо. У него должна быть доверенность на право подписи таких бумаг. Если документ будет заполнен с недочетами, то налоговая может отказать в признании расходов на транспортировку и в вычете по НДС.
Считаем, что факт приобретения товаров и признание расходов на их приобретение для целей исчисления налога на прибыль, равно как и принятие к вычету сумм входного НДС при наличии только ТТН – возможно. И вот почему. Чтобы расходы были законны — они должны быть направлены на получение дохода, экономически обоснованны и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ). Чтобы принять входной НДС по приобретенным ценностям к вычету достаточно принять ТМЦ к учету, иметь счет фактуру и подтвердить тот факт, что эти ТМЦ используются в операциях, облагаемых налогом (п. 1 ст. 172 НК РФ, ст. 171 НК РФ).
Вы перевозчик – владелец автотранспорта? Вы грузоотправитель или грузополучатель — участник взаимоотношений с организацией — владельцем автотранспорта, выполняющим перевозку грузов? Для Вас товарно-транспортная накладная – обязательна, поскольку применение формы 1-Т обязательно для всех юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов (п. 2 Постановления № 78).
30 Апр 2021 uristklin 649