Еесли Жилец Многоквартирного Дома Отсутствует Должен Ли Он Платить Общие Сборы

ВС РФ: управляющая компания обязана оплачивать ресурсы для общедомовых нужд, даже если у нее нет договора с РСО, а все собственники помещений платят напрямую

  • лицом, обязанным производить РСО оплату поставленных коммунальных ресурсов является, по смыслу Жилищного кодекса и Гражданского кодекса, исполнитель коммунальных услуг. Он же вправе требовать оплаты предоставленных коммунальных услуг от потребителей;
  • по общему правилу УК приобретает статус исполнителя коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному ей с РСО. До указанного момента исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ (если договор управления с УК был заключен органами управления ТСЖ и именно оно ранее выполняло функции исполнителя) или сама РСО;
  • договорные отношения между водоканалом и УК отсутствуют;
  • при этом если УК фактически управляет общим имуществом МКД, собственники помещений вносят ей плату за коммунальные услуги, а РСО выставляет счета за поставку соответствующего ресурса, то отношения между УК и РСО можно квалифицировать как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, а за самой УК признать статус исполнителя коммунальных услуг;
  • однако в рассматриваемом случае — в отсутствие договора водоснабжения между РСО и УК – водоканал выставлял платежные документы именно потребителям (собственникам и нанимателям помещений), а не УК, и оплачивали эти счета тоже потребители непосредственно и напрямую, минуя счета УК;
  • следовательно УК не является исполнителем коммунальной услуги, а значит, и оплачивать «общедомовую» холодную воду не обязана.
  • бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме;
  • при этом расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения;
  • плата именно за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг либо УК, либо напрямую ресурсоснабжающей организации;
  • однако плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в МКД, – поскольку она включена в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, – с 1 января 2022 года при управлении МКД УК подлежит возмещению потребителями услуг исключительно данной УК, но не РСО;
  • следовательно, независимо от решения собственников МКД, РСО не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно РСО покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД;
  • сам по себе факт отсутствия договорных отношений между водоканалом и УК в рассматриваемом случае не изменяет статуса УК по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД, ведь УК обязана содержать общедомовое имущество МКД, предоставлять собственникам помещений весь комплекс коммунальных услуг по общему имуществу МКД и принимать от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.

Если УК управляет многоквартирным домом, то даже в отсутствие договорных отношений она должна оплатить РСО стоимость коммунальных услуг, израсходованных на общедомовые нужды. Собственники помещений – даже при наличии договоров с РСО – оплачивать «общедомовые» коммунальные услуги не должны. Однако УК включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.

Значит, указал ВС РФ, УК даже в случае прямых заключенных договоров между собственниками помещений МКД и РСО обязана в целях содержания общего имущества МКД заключить с РСО договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями. А названные расходы УК, в свою очередь, включает в состав платы за содержание жилого помещения.

Итог: предыдущие судебные акты отменены, а дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции, который должен будет, в том числе, рассмотреть вопрос о злоупотреблении управляющей компанией своим правом вследствие уклонения от заключения договора на поставку коммунального ресурса на общедомовые нужды.

В другом варианте, когда расчет производится по количеству зарегистрированных, платить за вывоз мусора при отсутствии проживающих будет не нужно. Для этого необходимо проинформировать своего исполнителя услуг по обращению с мусором (управляющую организацию или регионального оператора по обращению с отходами).

Итак, подведем итоги. Что касается оплаты за оказание услуг по содержанию жилого дома. Обязанность за поддержание дома в надлежащем состоянии лежит на собственниках жилых и нежилых помещений, расположенных в доме. Эта обязанность выражается во внесении коммунальных платежей. В случае отсутствия зарегистрированных лиц в жилом помещении собственник оплачивает обязательные платежи по содержанию дома, а также платит за вывоз твердых коммунальных отходов. При этом не зависит, проживает ли собственник в принадлежащем ему помещении или не проживает. Иного законодателем пока не предусмотрено.

Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В каждом субъекте РФ органы государственной власти принимают решение, как оплачивается услуга вывоза мусора, исходя из общей площади жилого помещения или из количества граждан, постоянно и временно проживающих в нем. В первом случае размер платы определяется по формуле 9 (2) приложения № 2 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, во втором случае — на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов (формула 9 (1) приложения № 2 к этим Правилам).

Подпунктом Д пункта 148 (24) предусмотрена возможность перерасчета оплаты за получение услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае временного отсутствия потребителя. Временно отсутствующим считается лицо, которое не проживало в помещении более 5 дней.

Но если он отказывается менять прописку и не хочет платить квартплату, то придется обращаться в суд. То же следует делать, когда экс-жильца сложно найти, он переехал в другой город или пропал. Единственный способ решить проблему – составить исковое заявление в суд. При положительном судебном решении останется просто передать его в паспортный стол. Ответчика должны выписать без его присутствия.

Зарегистрированным людям важно платить, если они там действительно живут и используют блага. В других случаях их обязанность распространяется только на те услуги, которые начисляются не по счетчикам – например, вывоз мусора или содержание подъезда в чистоте.

Если прибор учета отсутствует, платить за воду или газ придется по региональным тарифам. В этом случае плата формируется в зависимости от числа собственников помещения. Эти нововведения по расходам начали действовать в 2022 году. Единственный способ избежать постоянного увеличения долга по тарифам – установить ИПУ (индивидуальный прибор учета) и оплачивать фактически израсходованные объемы.

ТСЖ, УК или другие поставщики услуг в первую очередь возлагают обязанности на владельцев жилого помещения. А те перепоручают необходимость обрабатывать платежки реально пользующимся газом или светом.То есть если гражданин отказывается вносить платежи, то управляющая компания может подать в суд на собственников. Погашать задолженность заставят именно их.

Когда гражданин просто временно живет в другом городе, ему достаточно каждые полгода уведомлять об этом управляющую компанию и брать с собой доказательства – любые документы, билеты или чеки, которые подтвердят иное место жительства. Обязательство рассчитываться за потребленные объемы ложится на того, кто в действительности пользуется ресурсами. Его задача – рассчитывать, сколько кубометров или киловатт/час было потрачено, а потом вписывать их в платежку и переводить деньги поставщику.

Адвокатская палата Псковской области

Органы местного самоуправления, например, вправе устанавливать размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилого помещения по договору социального найма и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом (часть 3 статьи 156 ЖК РФ).

При возникновении спора о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг с собственника и членов его семьи, между которыми имеется соглашение, определяющее порядок и размер участия членов семьи в расходах по внесению платы за коммунальные услуги, такая задолженность определяется судом с учетом данного соглашения.

Следует учитывать, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам Российской Федерации, а иностранным гражданам только в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (часть 12 статьи 159 ЖК РФ).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой области относятся, в частности: установление минимального размера взноса на капитальный ремонт (часть 81 статьи 156 ЖК РФ); утверждение нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).

16. При разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).

За не оказываемые услуги собственник не обязан платить УК

По результатам проверки Инспекция выдала предписание УК которым на общество возложена обязанность начислять плату за содержание жилого помещения без платы за услугу по обслуживанию ОДПУ, а также осуществить перерасчет платы за содержание жилого помещения, уплаченной им за январь – октябрь 2022 года, посредством исключения из нее платы за услугу по обслуживанию этого прибора учета.

Собственник помещения в МКД обратился с заявлением в государственную жилищную инспекцию с заявлением на то, что многоквартирный дом не оснащен общедомовым прибором учета (ОДПУ), а управляющая компания в составе платы за содержание и ремонт общего имущества взимает плату за обслуживание этого ОДПУ.

Вам будет интересно ==>  Какой налог платит пенсионер с продажи квартиры в 2022 году

В своем определении суд указал, что плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома должна начисляться управляющей организацией жильцам в соответствии с тарифом, утвержденным решением общего собрания с учетом фактически оказанных видов услуг, а расходование соответствующих денежных средств, поступивших в счет платы за содержание и ремонт, должно производиться в соответствии с утвержденными указанным решением статьями расходов. Иными словами, управляющей организации не предоставлено право выставлять плату за не оказываемые услуги, а также в одностороннем порядке перераспределять полученные средства между услугами и работами.

С учетом изложенного, ввиду отсутствия в многоквартирном доме общедомового прибора учета тепловой энергии, начисление обществом платы за содержание и ремонт общего имущества с учетом платы за услугу по обслуживанию названного прибора учета не соответствует законодательству.

Например, в одном кирпичном доме с центральным водоснабжением и канализацией установлены датчики движения, энергосберегающие лампочки и терморегуляторы. В другом таком же доме через дорогу всегда горит свет на площадках, входная дверь может быть открыта даже зимой, а батареи в подъезде включены на полную мощность до 10 апреля. Или в одном доме есть маленький двор с детскими качелями и песочницей, а в соседнем дворе жильцы разбили клумбы, установили фонтан и теперь расходуют много воды.

УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды — без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома. Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.

Например, в регионе всего пять домов с инновационными технологиями. В них используют солнечную энергию для освещения двора, а сточные воды очищают и поливают ими клумбы. По умолчанию для таких домов власти не рассчитают отдельные нормативы. Но если управляющая компания обоснует запрос, могут рассчитать.

С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам. Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды.

Из-за этого для жильцов некоторых домов с датчиками движения, современными лифтами и утепленными подъездами с 1 января выросли расходы на содержание общего имущества. Например, в прошлом году управляющая компания считала общедомовые нужды по своей схеме, учитывала энергосберегающие мероприятия и фактический расход. А с этого года стала считать общедомовые нужды по нормативу — как написано в законе. Из-за неправильного толкования закона жильцам приходится платить больше.

Еесли Жилец Многоквартирного Дома Отсутствует Должен Ли Он Платить Общие Сборы

Управляющая организация (исполнитель коммунальных услуг, ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды.

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

Пунктом 2.2.5 указанного договора на арендатора возложена обязанность в течение пяти рабочих дней с даты государственной регистрации договора заключить с управляющей организацией, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме, товариществом собственником жилья, договор управления многоквартирным домом.

Таким образом, поскольку в спорный период между арендатором и обществом отсутствовал прямой договор об участии арендатора в расходах по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно удовлетворили требования общества к администрации как представителю собственника имущества.

При задолженности не больше полумиллиона рублей применяется упрощенный порядок судопроизводства. Поставщик обращается к судье за получением судебного приказа. Этот документ имеет силу исполнительного и выдается не позже 5 дней с даты обращения. Публичные слушания не проводятся.

Чтобы снизить платеж за газ, следует обратиться в газоснабжающую компанию, подать письменное заявление, попросив прекратить поставку газа. Однако таким вариантом можно воспользоваться при отсутствии задолженности за газоснабжение. Самостоятельно перекрыть газ в своем жилье можно только при наличии газового счетчика. Если отсутствует прибор учета, прекратить подачу газа может только газоснабжающая организация, представители которой перекроют и опечатают кран подачи.

Начисление коммунальных платежей предусмотрено и другими нормами жилищного законодательства. Так:

  • структура платежей предусмотрена ст. 154;
  • ст. 155 регламентирует порядок выплат и предельные сроки внесения платежей;
  • если квартира оборудована счетчиками, платежи поставщик начисляет по правилам ст. 157.
  1. Взыскание долга через судебную инстанцию. Следует иметь в виду, что обращение с исковым заявлением приведет к увеличению взыскиваемой суммы с учётом судебных затрат. Однако прежде чем подать иск, поставщик, ЖЭК, ТСК, управляющая компания, имеющие прямой договор с собственником, обязаны предпринять меры досудебного взыскания задолженности за коммунальные услуги и убедить должника погасить задолженность. Для этого может быть направлено обычное письмо, оформлено требование или выставлена претензия, как того требуют нормы гражданско-процессуального законодательства.

Нормы действующего законодательства свидетельствуют – собственник оплачивает коммунальные услуги, если не проживает в жилище. Об этом сказано в статье 153 Жилищного кодекса . Данная правовая норма подлежит применению именно в тот момент, как только гражданин стал полноправным собственником жилой недвижимости, поэтому оплачивать выставленные счета за коммуналку необходимо независимо от того, зарегистрирован ли собственник в жилом помещении или официально прописан по другому адресу.

ВС пояснил, когда собственники примыкающих к МКД зданий должны платить за содержание общего имущества

19 июня 2022 г. Арбитражный суд Пермского края частично удовлетворил исковые требования ТСЖ, взыскав с общества «Гарантия» 47 тыс. руб. за тепловую энергию, вывоз ТБО и опрессовку узла. Апелляционный и окружной суды оставили решение без изменений. При разрешении спора суды руководствовались положениями ст. 210 ГК РФ, ст. 36, 39, 154, 155, 158 ЖК РФ, п. 28, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также учли разъяснения, содержащиеся в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 64.

ВС подчеркнул, что в судебных актах отсутствуют какие-либо сведения об изменении фактически технических характеристик объекта, в том числе о переходе на самостоятельное водоснабжение, теплоснабжение, минуя ЦТП, расположенный в помещениях дома, а также их обслуживание, как и основания для изменения наименования объекта по кадастровому учету с определением спорного объекта как здания.

С другой стороны, эксперт подчеркнула, что собственники МКД, за счет денежных средств которых, в том числе, были созданы, построены сети водоснабжения, несут расходы на их содержание в полном объеме, в том числе и за ту систему, которая питает коммунальными ресурсами административные здания.

ВС учел и тот факт, что ТСЖ при рассмотрении дела также указывало, что оказывает услуги по содержанию и ремонту придомовой территории общего имущества с 1999 г. и предыдущий собственник оплачивал расходы по содержанию общего имущества, в отличие от ответчика, который продолжает пользоваться благоустроенной освещаемой охраняемой территорией жилого комплекса, контейнерами для ТБО, расположенными на территории комплекса, осуществляет разгрузочно-погрузочные работы, на территорию комплекса въезжает его транспорт.

Полагая, что принадлежащее обществу здание входит в состав единого жилого комплекса с многоквартирным домом, ТСЖ посчитало, что оно должно также нести расходы на содержание общедомового имущества. В связи с этим ТСЖ направило «Гарантии» претензию с требованием о погашении задолженности за период с июля 2022 г. по сентябрь 2022 г. в общей сумме 570 тыс. руб. Поскольку претензия была оставлена без удовлетворения, последовал иск в суд.

Что на самом деле должна делать ваша управляющая компания

Бывает, что из 6 тысяч рублей в квитанции на квартплату 3 приходятся на строку «Содержание общего имущества дома». В статье рассказываем, что можно и чего нельзя требовать от управляющей компании за эти деньги и куда жаловаться, если вы с соседями не получаете то, что вам причитается.

Роспотребнадзор. Обращайтесь сюда, если считаете, что УК нарушает ваши права как потребителя. Например, не даёт информацию о своей работе, отказывается вернуть переплату, если оплаченные вами услуги оказались некачественными или их вообще не оказали.

По умолчанию УК является посредником между жильцами и компаниями, которые предоставляют коммунальные услуги. На общем собрании собственники могут решить, что хотят оплачивать их напрямую: в водоканал, теплосети и так далее. Тогда УК не будет считаться посредником и не будет вмешиваться в случае проблем.

Аварийно-диспетчерская служба УК. Наладить работу такой службы — тоже обязанность УК. Звоните сюда первым делом, если заметили проблему с домом или с качеством коммунальных услуг. Возможно, УК невдомёк, что батареи в квартире едва тёплые или из крана течёт ржавая вода. Если случилась авария, УК должна сразу отключить подачу ресурсов, например, перекрыть газ и починить всё за сутки. Найти телефон диспетчерской можно на сайте ГИС ЖКХ, также он должен быть указан на информационном стенде в подъезде.

Ещё УК может получить штраф за нарушение лицензионных требований от 250 до 300 тысяч рублей, а за грубые нарушения — до 350 тысяч. Что считается грубым нарушением — указано в положении о лицензировании. Например, человек поскользнулся во дворе и получил серьёзную травму, и есть решение суда о том, что виновата УК, которая не чистит наледь. Или если УК накопила огромный долг перед поставщиками ресурсов, хотя жильцы вовремя оплачивали коммуналку.

162 ЖК РФ прямо указало, что управляющая организация (далее по тексту – УО) по договору управления «обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам…».

9 Правил №290 указано, что «сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома».

Вам будет интересно ==>  Тестирование охранника 4 разряда первичка 2022 год

Это означает, что собственник коммерческого помещения обязан нести наравне с остальными жильцами расходы на содержание общего имущества. Это не зависит от наличия у владельца собственных расходов по содержанию коммерческого помещения или платы за коммуналку по счетчикам.

А вот если такие помещения не зарегистрированы как нежилые помещения, то подвалы и цоколи будут относиться к помещениям, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, соответственно и плата за коммунальные услуги, потребляемые в этих помещениях будет распределяться на собственников и пользователей жилых и нежилых помещений этого дома.

По причине несвоевременного оформления договора, сумма оплаты возрастает в несколько раз. Происходит это потому, что расчет расхода коммунальных услуг производится на основе общедомовых показателей. Такой расчет несет не точную информацию и может не соответствовать реальным данным. Без нового документа потребитель самовольно пользуется коммунальными ресурсами.

Кто и как должен платить за коммунальные услуги

По определению Верховного суда РФ №4-КГ18-35 бывшие члены семьи собственника, которые выехали из квартиры без намерений вернуться, полностью освобождаются от внесения платы по коммунальным услугам. Если прописанным гражданам удастся доказать, что они давно живут по другому адресу, то задолженность по коммунальным услугам могут аннулировать.

Коммунальные службы могут обратиться с требованиями о взыскании задолженности как с собственника, так и с проживающих с ним членов семьи (включая бывших). Они несут солидарную ответственность по всем обязательствам по оплате коммунальных услуг (на основании ст.31 Жилищного кодекса).

Но человек, который не жил в квартире более 5 дней, может обратиться в управляющую компанию со справками, подтверждающими отсутствие по месту жительства. Тогда плату за коммунальные услуги перерасчитают, но только если в квартире нет возможности установить счетчики. Подробнее о порядке пересчета размера платы за коммунальные услуги можно почитать тут Как не платить за воду, электричество и газ, если вы им не пользуетесь?.

В случае продажи квартиры коммунальные долги за свет, воду и электроэнергию не списываются и сохраняются за бывшим собственником. Исключением является плата за капитальный ремонт – она привязана к конкретной квартире и переходит «в наследство» к новому покупателю.

Зарегистрированный в квартире человек (не собственник), который не проживает в квартире, не платит за коммунальные услуги. Исключение составляют те платежи, которые начисляют с учетом численности зарегистрированных лиц по нормативам потребления на одного человека. Это, например, плата за электричество и воду, на которые не установлены счетчики.

Обязана ли я платить за уборку подъезда, если квартира моя с отдельным входом и я не бываю в общем подъезде

В соответствии с частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ Правительством РФ разработан и утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (постановление Правительства РФ от 03.04.2013 №290), в который входят работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе уборка лестничных площадок.

Необходимо отметить, что указанный перечень работ (услуг), выполняемых (оказываемых) управляющей компанией подлежит согласованию с жильцами при заключении договора управления многоквартирным домом. Поскольку перечень работ (услуг) может меняться в зависимости от желаний собственников помещений в многоквартирном доме, Вы имеете право отказаться от выполнения данного вида работ (услуги) и обратиться в Вашу управляющую компанию с требованием исключить данную работу (услугу) из перечня работ и услуг, оказываемых по Договору управления многоквартирным домом. Для этого необходимо собрать общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, провести по данному вопросу голосование и оформить принятое решение протоколом общего собрания собственников помещений. Копия решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежит обязательному представлению в управляющую организацию.

Порядок освобождения граждан, проживающих на первых этажах, зависит от избранной формы управления многоквартирным домом. В случае, если собственники выбрали управляющую организацию — решение принимается также общим собранием собственников, но с учетом предложений управляющей организации. Важное замечание: плата за лифт, как она трактуется действующими законами — это плата не за услугу по пользованию лифтом, а за услугу по содержанию и ремонту лифта как части общего имущества дома. Есть по этому поводу кроме Жилищного кодекса РФ Вам можно посмотреть Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 и письмо Министерства регионального развития РФ от 06.03.2009 г. №6177–АД/14 Об особенностях установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного Кодекса РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (далее ЖК РФ), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.

Содержание общего имущества определяются в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.

— межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее — наниматель), — к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.

Оплата коммунальных услуг, доходы ТСЖ и УСНО

ТСЖ – это результат объединения собственников помещений в МКД для совместного управления общим имуществом в доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в таком доме, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления МКД (ч. 1 ст. 135 ЖК РФ).

в налоговом законодательстве нет иных указаний по учету обозначенных платежей. Напомним, с 01.01.2022 действует прямое указание на то, что ТСЖ, ТСН, УК, применяющие УСНО, при определении объекта налогообложения не учитывают доходы, полученные от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями (пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

По мнению ВС РФ, основания полагать, что денежные средства, поступившие от собственников жилых помещений в оплату жилищно-коммунальных услуг, содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, являются доходом в смысле, придаваемом этому понятию п. 1 ст. 41 НК РФ, отсутствуют, если:

ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами – членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

При разрешении спора в арбитражном суде суд первой инстанции поддержал ТСЖ (Решение Арбитражного суда Московской области от 24.03.2022 по делу № А41-86032/2022), с чем не согласились суды апелляционной и кассационной инстанций (постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022 № 10АП-6951/2022 и АС МО от 18.10.2022 № Ф05-15117/2022).

О том, насколько правомочны ТСЖ и управляющие компании взимать деньги за эксплуатацию
и коммунальные услуги с жильцов новостройки, если, к примеру, дом не сдан в эксплуатацию, или с дольщиком не подписан акт приема-передачи квартиры, или не оформлено право собственности
на объект недвижимости в новом доме, рассказывает адвокат Олег Сухов.
Ответы на приведенные выше вопросы зависят от нескольких составляющих, а именно:

переданы ли жилые/нежилые помещения в пользование покупателям; пользуются ли жильцы (дольщики) помещениями; с какого момента договором предусмотрены обязательства дольщика на оплату коммунальных и эксплуатационных платежей; оказываются ли фактически эксплуатационные услуги управляющими компаниями, ТСЖ, или через УК и ТСЖ компаниями-поставщиками эксплуатационных услуг; получено ли разрешение на ввод дома в эксплуатацию; оформлено ли право собственности на объекты недвижимости в доме.
Несмотря на то, что ст. 153 ЖК РФ говорит о возникновении обязанности оплачивать коммунальные
и эксплуатационные расходы за жилые помещения только с момента регистрации права собственности, данные обязанности имеют место только в отношениях между бывшим и будущим собственниками, когда один продает жилое помещение другому, при этом указанные правила, установленные ЖК РФ не применимы, когда собственность возникает как вновь созданное имущество и требует обслуживания и эксплуатации до регистрации такого имущества, т.е. в отношениях
со строительством и продажей квартир и нежилых помещений в домах-новостройках.
Ни одна норма закона не запрещает осуществлять эксплуатацию и обслуживание вновь созданных объектов незавершенного строительства, не сданных в эксплуатацию и не оформленных как объекты недвижимости. Даже не введенные в эксплуатацию здания требуют, чтобы они отапливались, освещались, охранялись и многое другое, т.е. обслуживались. Если такое обслуживание
связано, в том числе с проживанием или иным пользованием жилыми/нежилыми помещениями покупателями — будущими собственниками и фактическими пользователями, то в силу ст.ст. 781 п.
2 ГК РФ, 779, 432, 433, 1102, 1105 ГК РФ именно такие лица (пользователи) обязаны в пропорциональной части своих помещений к общему имуществу всего здания нести расходы на эксплуатацию и обслуживание.
Сразу стоит оговориться, что прямое применение Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ
«Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» в данном случае можно приводить в пример только при определенных условиях:
— только тогда, когда между строительной компанией и дольщиком заключен договор об участии
в долевом строительстве; — если передача квартиры должна осуществляться после сдачи дома в эксплуатацию.
В иных случаях нормы ФЗ-214 не подлежат применению, например, когда между застройщиком и покупателем оформлен договор инвестирования или предварительный договор купли-продажи, или уступки права требования, приобретения помещения путем вступления в ЖСК, любой иной договор, но не договор «Об участии в долевом строительстве. »
«Более того, если по каким-то причинам передача помещения осуществлена до сдачи дома в эксплуатацию, то это обстоятельство не является основанием для освобождения от оплаты
коммунальных и эксплуатационных услуг со стороны дольщика, согласившегося на использование помещения, не сданного в эксплуатацию. При этом для того, чтобы застройщику, ТСЖ или управляющей компании избежать возможных последующих споров о том, насколько правомерным является передача в пользование объекта недвижимости, находящегося в здании, не введенном в эксплуатацию, и соответственно, взимание коммунальных и эксплуатационных платежей,
необходимо заключение строительной технической экспертизы о возможности использования передаваемого объекта в незавершенном строительстве доме и отсутствии источников, угрожающих жизни и здоровью людей, мешающих или ограничивающих использование передаваемого объекта», — считает адвокат Олег Сухов.
В каких случаях жители новостроек обязаны оплачивать коммунальные услуги:
1. У дольщиков по зарегистрированным договорам «Об участии в долевом строительстве. » обязанность по внесению коммунальных и эксплуатационных платежей может возникать:
— с момента сдачи дома в эксплуатацию, если такая обязанность прописана в договоре
с застройщиком,
— с момента подписания акта приема-передачи квартиры, если в договоре не указаны иные сроки
возникновения данной обязанности.
2. У членов ЖСК обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает с момента передачи жилого помещения — ст. 153 ЖК РФ (если помещение не является жилым, т.к. дом не принят в эксплуатацию, применяются положения ст.ст. 781 п. 2 ГК РФ, 779, 432, 433, 1102, 1105 ГК РФ);
3. Собственник обязан осуществлять эксплуатационные и коммунальные платежи с момента регистрации права собственности на объект недвижимости, что не исключает обязанность
того же лица осуществлять расходы по эксплуатации помещения до регистрации права собственности, но в качестве правообладателя, пользователя, при наличии иного статуса;
4. Пользователи жилых и не жилых помещений, как физические, так и юридические лица, и в случае
ввода здания в эксплуатацию, и в случае отсутствия разрешения на ввод дома в эксплуатацию обязаны нести коммунальные и эксплуатационные расходы при подписании ими акта приема передачи и получение в пользование объекта недвижимости с поставляемыми в него коммуникациями.
По материалам журнала «Где этот дом», думаю, что статья будет полезна многим жильцам новостроек.

Вам будет интересно ==>  Правила движения по кольцу 2022

Суд отказал в удовлетворении заявленных требований. Истец произвел осмотр квартиры, не был лишен доступа в нее, однако заехал в нее не сразу. То, что гражданин долгое время не проживал в квартире, не означает, что он освобождается от обязанности по внесению платы. Суд счел, что наймодатель предоставил жилье в установленном порядке. Доказать несвоевременную передачу ключей от квартиры истец не смог (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28.07.2022 № 33-11562/2022 по делу № 2-1480/2022).

ПРИМЕР 7. Управляющая компания обратилась с иском к администрации городского округа о взыскании задолженности за отопление в отношении общего имущества многоквартирного дома. Ответчик сослался на факт передачи имущества в аренду. Суд указал, что собственник нежилого помещения в МКД обязан нести расходы на содержание общего имущества, если иное не предусмотрено договором аренды (ст. 210, 249 ГК и ч. 1 ст. 39, ст. 158 ЖК). Если договора между арендатором и ресурсоснабжающей организацией нет, обязанность по оплате коммунальных услуг лежит на собственнике (арендодателе). Суд удовлетворил требования истца (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.09.2022 № Ф03-3862/2022 по делу № А51-20539/2022).

Чтобы избежать взыскания задолженности, докажите не только факт заключения договора социального найма, но и факт вселения гражданина в жилое помещение в установленном порядке. Такой порядок предусматривает осмотр жилого помещения нанимателем, передачу помещения по акту приема-передачи, получение нанимателем ключей от помещения. Обязанность передать жилое помещение возлагается на наймодателя (п. 1 ч. 2 ст. 65 ЖК). Если он ее не исполнил, а наниматель не уклонялся от приемки помещения, последний не обязан оплачивать расходы на содержание жилья и коммунальные услуги. Это должен делать наймодатель.

Управляющие компании получают плату за оказание услуг по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, а ресурсоснабжающие организации – за коммунальные ресурсы. Однако если собственники помещений в МКД на общем собрании не приняли решение перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, они перечисляют плату за коммунальные ресурсы управляющей организации.

Собственники нежилых помещений обязаны заключить с ресурсоснабжающими организациями прямые договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления. Эта обязанность предусмотрена абзацем 3 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг. Исключение – ситуация, когда прямой договор с ресурсоснабжающей или управляющей организацией заключил арендатор.

Если соглашение, заключенное с УК, утверждено в ходе общего сбора, отказ собственника жилья от подписи ничего не даст. Как бы то ни было, он будет обязан соблюсти все требования, зафиксированные документом, и оплачивать суммы, упомянутые в соглашении. За ним же сохранено право агитации за организацию внеочередного собрания собственников для того, чтобы пересмотреть соглашение или отказаться от УК.

Рассматривая понятие общих домовых нужд как одной из статей обязательных платежей, предъявляемых владельцам в структуре счета, можно сказать, что это некое недоразумение. Статья расходов по общим домовым нуждам предусматривается ЖК РФ, и оплата за них должна быть распределена между владельцами, согласно условиям основного соглашения.

Схватившись за подобное решение, определенные УК вывели оплату за них из списка коммунальных услуг в отдельную статью, добавив строку в счете по общедомовым нуждам. Преимущественно сумма добавлялась помимо имеющейся квартплаты, которая оставалась на том же уровне.

Сюда включены лестничные площадки, сами лестницы, а также тамбурные, площади вестибюлей и холлов, колясочные, помещения, используемые охраной (консьержем), которые не могут принадлежать конкретному жильцу (в соответствии с данными, упомянутыми в домовом паспорте).

Все формулы, согласно которым рассчитывается плата за коммунальные услуги на общие домовые нужды, упоминаются во втором приложении Правил 354. Нужно обратить внимание на то, что объем оплаты за коммунальные услуги на общие домовые нужды не может подлежать перерасчету по причине отсутствия конкретного потребителя в его жилье.

2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Придомовая территория во дворе жилого дома, где живет заявитель, находится в плохом состоянии, ее необходимо асфальтировать. Жители жилого дома обратились в свою УК с просьбой провести асфальтирование придомовой территории, на что УК ответила, что для этого жильцы дома должны оплатить стоимость работ по асфальтированию.

Таким образом, чтобы однозначно ответить на поставленный вопрос необходимо прочитать договор управления многоквартирным домом, в частности перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация. В данном договоре должно быть прописано, как и на каких условиях, управляющая компания обязана выполнять работы по содержанию придомовой территории МКД, в том числе по ее асфальтированию.

Верховный суд разъяснил, кто должен быть хозяином подвала в многоквартирном доме

Райсуд мужчине отказал, а городской с таким вердиктом согласился. Тогда настырный жилец дошел до Верховного суда. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда сказала, что гражданин прав. Нижестоящие суды ошиблись. Вот как рассуждал Верховный суд.

В 2009 году истцу стало известно, что, по данным Единого госреестра прав на недвижимое имущество, право собственности на часть подвала принадлежит городу. Причем оформление этих прав собственности шло несколько лет и в несколько этапов — с 2002 по 2007 год. Житель дома в суде доказывал, что доступ к инженерным коммуникациям теперь затруднен, а это ставит под угрозу жизнь, здоровье и сохранность имущества собственников квартир. Да и права жильцов нарушены — ведь право общей долевой собственности на общее имущество дома принадлежит всем собственникам жилья. Истец попросил суд признать регистрацию подвала в ЕГРП как собственности города недействительной.

Подвал многоквартирного дома действительно в настоящий момент принадлежит городу и разделен на две части. Часть подвала передана в аренду некой фирме, а во второй части находятся инженерные коммуникации — трубы, вентили, заслонки, краны и прочее. Истцы — муж с женой — стали собственниками квартиры в 1992 году, а в 2007 году между подразделением по управлению жилыми домами города и истцом был заключен договор на управление этим домом. Договор заключали на основании решения общего собрания собственников квартир.

Все началось с того, что горожанин обратился в суд с иском к департаменту имущества города и попросил суд забрать «из чужого незаконного владения подвальное помещение». Дом, в котором живет гражданин, построен в 1965 году. В доме большой подвал с инженерным оборудованием. В районном суде истец рассказал, что первые приватизированные квартиры в доме появились в начале девяностых. По мнению жильца дома, у него и соседей вместе с правом собственности на квартиры появились и права на технические помещения в доме, которые предназначены для обслуживания их квартир.

Страсти по подвалам и чердакам в домах разгорелись, как только в стране появились и стали множиться частные собственники квартир. Вот с этого момента в суды пошли иски о правах владельцев квартир, причем не на их собственные квадратные метры, а на то, что рядом с квартирами — чердаки, подвалы, лифты, лестничные пролеты. И вал подобных исков последние несколько лет только нарастает. Поэтому каждое разъяснение Верховного суда по существу подобных споров крайне интересно не только профессиональным судьям, но и многочисленным собственникам квартир.

Adblock
detector