Резерв по сомнительной задолженности в бюджете 2022

Резерв по сомнительной задолженности в бюджете 2022

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В настоящий момент конкретный порядок расчета резерва по сомнительной задолженности и необходимые для его отражения корреспонденции счетов отсутствуют как в самом Стандарте «Доходы», так и в Инструкции N 174н. Списание дебиторской задолженности по доходам отражается с использованием счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами», дальнейшее наблюдение за такой задолженностью осуществляется на забалансовом счете 04 «Сомнительная задолженность». Резерв по сомнительной задолженности не формируется на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» и не отражается в Отчете об обязательствах учреждения (ф. 0503738).

Обоснование вывода:
Формирование резерва по сомнительной задолженности предусмотрено п. 11 Стандарта «Доходы». Так, согласно положениям данного пункта, сумма признанного дохода, по которому выявлена дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок и не соответствующая критериям признания актива (далее — сомнительная задолженность), корректируется с формированием резерва по сомнительной задолженности. При этом учет сомнительной задолженности осуществляется субъектом учета на забалансовых счетах утвержденного им Рабочего плана счетов.
Однако в настоящий момент конкретный порядок расчета такого резерва и необходимые для его отражения корреспонденции счетов отсутствуют как в самом стандарте, так и в Инструкции N 174н. Исходя из типовых корреспонденций, предусмотренных Инструкцией N 174н, и разъяснений специалистов финансового ведомства, не существует механизма списания сомнительной дебиторской задолженности по доходам с одновременным отражением ее в составе расходов (резервов предстоящих расходов), отражаемых на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов». Также не предусмотрены отдельные корреспонденции по формированию на балансовом учете такого резерва. При этом в настоящий момент порядок учета сомнительной дебиторской задолженности по доходам следующий.
Решение о несоответствии задолженности критериям признания ее активом должно быть принято комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов (п. 339 Инструкции N 157н, п. 11 Стандарта «Доходы»).
Дебиторская задолженность признается сомнительной, если у учреждения отсутствует уверенность по поступлению в обозримом будущем (не менее трех лет начиная с года, в котором составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность) денежных средств или их эквивалентов в ее погашение, в отношении такой задолженности не соблюдаются требования о соответствии задолженности критериям признания актива, и, соответственно, такая задолженность не учитывается на балансовых счетах в составе финансовых активов (письмо Минфина России от 17.04.2022 N 02-07-10/27662).
Уменьшение финансового результата текущего года при выбытии с балансового учета сомнительной дебиторской задолженности обособляется на счете 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» по подстатье 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» КОСГУ (смотрите письма Минфина России от 26.04.2022 N 02-07-10/31169, от 14.06.2022 N 02-07-10/43339, п. 94 Инструкции N 174н).
Применение кодов (составных частей кодов) бюджетной классификации РФ при формировании номеров счетов бухгалтерского учета рабочего плана счетов осуществляется бюджетными учреждениями в соответствии с требованиями:
— п.п. 21, 21.1, 21.2 Инструкции N 157н;
— п. 2.1 Инструкции N 174н.
В соответствии с п. 2.1 Инструкции N 174н и п. 21.2 Инструкции N 157н в 15-17 разрядах номера счета отражается аналитический код вида поступлений или аналитический код вида выбытий, соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов).
Отметим, что положения п. 2.1 Инструкции N 174н не устанавливают детальный порядок формирования номера счета 0 401 10 173, следовательно, 15-17 разряды данного счета формируются в общем порядке.
Согласно Контрольным соотношениям к показателям бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений при формировании Справки (ф. 0503710) в 15-17 разрядах счета 0 401 10 173 могут быть указаны нули. Вместе с тем не исключаем и указания той статьи аналитической группы подвида доходов, по которой отражена списываемая дебиторская задолженность. Окончательное решение о порядке формирования 15-17 разрядов номера счета 0 401 10 173 рекомендуем согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н, а именно по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета, и (или) органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя.
С момента принятия профильной Комиссией учреждения решения о выбытии с балансового учета дебиторская задолженность подлежит учету на забалансовом счете 04 «Сомнительная задолженность» (п. 339 Инструкции N 157н). Главная цель забалансового учета списанной дебиторской задолженности — наблюдение за возможностью ее взыскания. Таким образом, учет задолженности на счете 04 «Сомнительная задолженность» осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе:
— в случае изменения имущественного положения должника;
— до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств;
— до исполнения (прекращения) задолженности иным не противоречащим законодательству РФ способом.
В свою очередь, списание задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения профильной комиссии о признании ее безнадежной к взысканию в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству РФ.
Таким образом, в бухгалтерском учете учреждения на основании решения комиссии могут быть оформлены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 0 401 10 173 Кредит 0 205 ХХ 66Х (0 209 ХХ 66Х)
— отражено списание с балансового учета дебиторской задолженности по доходам, признанной Комиссией, не соответствующей критериям признания ее активом;
2. Увеличение забалансового счета 04
— списанная с балансового учета дебиторская задолженность принята на забалансовый учет.
Как видно из приведенной корреспонденции, резерв по сомнительной задолженности не отражается на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов», так как на данном счете отражаются резервы, создаваемые по обязательствам учреждения (п. 302.1 Инструкции N 157н).
Вместе с тем информация о суммах сомнительного долга в целях наблюдения в течение срока возможного возобновления согласно законодательству Российской Федерации процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение сомнительной задолженности денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству Российской Федерации способом, отражается на забалансовом счете 04 «Сомнительная задолженность».
Показатели, отражающие информацию об операциях по принятию и исполнению расходных (денежных) обязательств, подлежащих исполнению в соответствии с условиями договоров, положениями законов, иных нормативных правовых актов в течение текущего (отчетного) финансового года, а также в иных финансовых годах, следующих за текущим финансовым годом, в соответствии с положениями Инструкции N 33н отражаются в Отчете об обязательствах учреждения (ф. 0503738). Дебиторская задолженность по доходам не является обязательством учреждения, поэтому факт ее списания с балансового учета в ф. 0503738 не отражается.
Вместе с тем информация о показателях, отраженных в Справке (ф. 0503710) по счету 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами», раскрывается в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760).

Вам будет интересно ==>  Г Геленджик Отключение Электроэнергии За Неуплату Сколько Стоит Подключение

Резервы в налоговом учете в 2022 году

Резервы организации создаются, чтобы покрыть затраты или убытки, которые предположительно возникнут в будущем. Налоговый кодекс РФ разрешает включать резервируемые суммы в расходы. При этом формирование резервов в налоговом учете имеет ряд ограничений, которые нужно соблюдать для корректного расчета базы по налогу на прибыль.

Еще один вид резервов, создаваемых предприятиями, это резервы по отпускам (ст. 324.1 НК РФ). Они формируются в текущем периоде для их последующего расходования. Порядок определения резервов под отпуска в налоговом учете нужно прописать в учетной политике. Налоговый кодекс не предусматривает обязательного алгоритма для их вычисления.

Если резерв не удалось использовать до конца учетного года, который следует после того, в котором был создан резерв, то эта сумма на балансе должна быть присоединена к финансовым результатам по итогам этого года по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», кредиту 91 «Прочие доходы и расходы».

  1. Обязательность создания. В бухгалтерии такой резерв обязателен, поскольку этого требует абз. 1 п. 7 Положения о бухучете. Если организация применяет для налогового учета метод начисления, то бухгалтер сам решает, создавать ли для налогового учета такой резерв или нет (это право отражено в п. 3 ст. 266 НК РФ).
  2. Характеристика отчислений. Бухгалтерский учет определяет резервные отчисления как «прочие расходы», а для налогового учета их надо учитывать среди внереализационных расходов.
  3. Трактовка сомнительности долга. Для бухгалтерского учета к компенсации резервом подходит любая не погашенная в срок или полностью задолженность, а для налогового таковой может быть признана только просрочка по оплате товаров, услуг, работ.
  4. Определение размера отчислений. Для бухучета приоритет установления размера остается за бухгалтером (с принятием во внимание особенностей долга), а при налоговом учете размеры четко определены НК РФ.
  5. Общий размер резервного фонда. В бухучете он не ограничен, а в налоговом учете не может быть больше одной десятой от выручки.
Вам будет интересно ==>  Ипотека При Рождении 2 Ребенка В 2022 Году Изменения

Федеральные стандарты 2022 года: важные детали для бюджетного учета

Порядок первоначального признания резерва согласуйте с учредителем и финорганом. В стандарте этот вопрос не урегулирован. При этом требования к учету нового вида резерва применяются с 1 января 2022 года. Показатель по счету 401.60 будете отражать в том числе в промежуточной отчетности следующего года. Полагаем, что показатели такой отчетности должны учитывать информацию о новом виде резерва.

Как установлено в п. 10 — 13 СГС «Информация о связанных сторонах», в пояснениях к годовой бюджетной отчетности субъект отчетности раскрывает информацию об операциях со связанными сторонами, проведенных в отчетном периоде на условиях, отличающихся от обычных условий совершения им аналогичных операций с лицами, которые не являются его связанными сторонами.

Резерв По Сомнительной Задолженности В Бюджете 2022

Пропишите в учетной политике периодичность, с которой будете выявлять сомнительные дебиторские задолженности. Дополнительный регламент проверки внесите в раздел «Порядок проведения инвентаризации» учетной политики. Лучше всего проводить такие поверки одновременно с годовой инвентаризацией. Доработайте инвентаризационную опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089). Включите в нее дополнительные графы (см. образец 2).

Поэтому списание безнадежной задолженности в налоговом учете зависит от наличия или отсутствия резерва по сомнительным долгам. Если резерв создан, то задолженность списывается за счет резерва, если суммы резерва недостаточно, то оставшаяся сумма долга списывается в расходы. Если резерв не создавался, то весь безнадежный долг списывается в расходы. (Письмо Минфина России от 20.06.2022 г. № 03-03-06/1/42047).

О налоговом учете сомнительных и безнадежных долгов

Формирование резерва является правом налогоплательщика. Поэтому он может установить дополнительные условия, помимо предусмотренных в статье 266 НК РФ: по сумме задолженности, по категории должников и т.п. Тогда резерв станет формироваться, например, только по долгам юридических лиц, превышающих определенную сумму. Эта мера позволит увеличить экономический эффект от формирования резерва за счет снижения административных издержек на проведение анализа условий сделок, по которым имеется небольшой объем задолженности.

Вам будет интересно ==>  Сколько стоит выписка из егрн в 2022 году для физических лиц n 1

С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о банкротстве гражданина и введении реструктуризации его долгов приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина (за некоторым исключением).

В Порядок № 85н добавили шесть новых кодов видов расходов. В частности, КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». С 2022 года по этому коду нужно отражать расходы на электроэнергию, газ и теплоснабжение. Еще закрепили закрытый перечень расходов, которые нужно оплачивать по КВР 119, 129, 139 и 149.

Также внесли изменения в методику расчета минимального размера оплаты труда. Больше МРОТ не зависит от стоимости потребительской корзины. Теперь он будет составлять 42% от медианной зарплаты за прошлый год. Это величина, от которой 50% населения получают зарплату выше, а 50% — ниже.

Как создать и использовать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете

Когда долг покупателя (заказчика) становится безнадежным, то он включается непосредственно в состав внереализационных расходов для целей налогообложения прибыли. Если организация заранее сформировала под эту задолженность резерв, то безнадежный долг списывается за счет резерва.

Обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.).

Adblock
detector