Директор Государственного Предприятия Ездит На Служебной Машине В Выходные

Содержание

В соответствии с ч. 4.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» злоупотребление служебным положением, злоупотребление полномочиями, а также иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами является коррупцией.

Согласно п. 5 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности.

Поскольку следование к месту работы является необходимым условием осуществления полномочий Главы органа местного самоуправления, использование служебного автомобиля для таких поездок не может расцениваться в качестве неслужебного (личного) использования. В данной ситуации преследуется цель создания условий для беспрепятственного осуществления своих должностных обязанностей.

Схема такого контроля проста: руководство компании учитывает цифру пробега до и после поездки в оговоренные временные периоды, а затем отнимает от общего пробега пробег по служебным заданиям (высчитывается по путевым листам). Полученный остаток — и есть расстояние, которое машина проехала в личных целях сотрудников, и оно переводится в количество топлива по техническим характеристикам и амортизацию и диагностической карте автомобиля.

На каждую поездку служебного автомобиля составляется путевой лист, списывается топливо, насчитывается заработная плата водителю. Затраты на поездку четко рассчитываются и списываются бухгалтерией как затраты на производственную деятельность, после чего вычитаются из налогооблагаемой прибыли.

Точно так же контроль неслужебной эксплуатации автомобиля может вестись по пробегу (разрешенное количество километров, которые можно проехать на коммерческом авто при личной эксплуатации), что позволяет ограничить и контролировать амортизацию машины и затраты на ее обслуживание и ремонт.

Использование служебного транспорта в личных целях директором коммерческой компании или сотрудниками фирмы — явление в Российском бизнесе достаточно частое. Нередко оно рассматривается как дополнительный элемент мотивации сотрудников. Насколько законно и безопасно так использовать машину?

  • приказ о закреплении автомобиля за определенным сотрудником;
  • акт приема/передачи машины (с фиксацией показаний спидометра);
  • договор аренды (субаренды) авто;
  • приказ о предоставлении сотруднику выходного дня (если машина используется в рабочее время).

За личное пользование служебным автомобилем надо заплатить НДФЛ

При этом доходом налогоплательщика признается экономическая выгода, полученная в том числе в натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая по правилам главы 23 НК РФ (п.1 ст.41 НК РФ).

В самой главе 23 НК РФ порядка определения размера получаемой физическим лицом экономической выгоды нет. Хотя из ее содержания можно сделать вывод, что в целях выполнения налоговым агентом своих обязанностей организация должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой физическими лицами.

Порядок оформления использования служебного автомобиля в личных целях прямо законом не установлен, но вы можете предусмотреть такую возможность в трудовом договоре, а также в специальном локальном нормативном акте. После этого рекомендуем издать приказ об использовании служебной машины в личных целях и составить акт приема-передачи транспортного средства.

Так как положений, предусматривающих освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц безвозмездного пользования служебным автомобилем в личных целях, статья 217 НК РФ не содержит, указанный доход подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 НК РФ (п.1 ст. 211 НК РФ, письмо Минфина России от 09.03.2022 № 03-04-05/13125).

работник с должности водителя был переведен на должность водителя-экспедитора и выполнял, помимо обязанностей водителя, обязанности экспедитора без доплаты за совмещение. Суд решил, что профессии водителя и экспедитора, согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, являются двумя самостоятельными должностями с различными трудовыми функциями, а также самостоятельно аттестованы как рабочие места у работодателя ;

Вместе с тем медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принятых на работу в качестве водителя . Поэтому если сотрудник ездит на служебном авто, но при этом в качестве водителя не оформлен, то проходить обязательные медосмотры, в том числе предрейсовые, он не должен.

Что касается доплат работникам, которым предоставлен служебный транспорт, то ситуация такая. Если в трудовом договоре (должностной инструкции) сказано, что работник использует автомобиль для выполнения своей трудовой функции, то дополнительная оплата за это ему не положена. Ведь, подписав договор, работник тем самым подтвердил, что согласен с его условиями.

«Требование проводить медосмотры относится к транспортным компаниям, в штате которых есть водители. Если компания не ведет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и должности водителей штатным расписанием не предусмотрены, то нет оснований и для медосмотров.

работник выполнял работу, которая отсутствовала в его должностных обязанностях и не была предусмотрена трудовым договором, но при этом фактически было достигнуто соглашение об оплате за совмещение (работник обратился с заявлением, в котором отказался от исполнения ряда обязанностей, а директор письменно просил учредителя доплачивать работнику за совмещение) ;

Согласно подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей только в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 (далее — Постановление N 92). В состав расходов включаются компенсации в следующих размерах:

Суммы компенсаций сверх этих лимитов не могут уменьшать облагаемую прибыль (п. 38 ст. 270 НК РФ). Подчеркнем, что при расчете налога, по мнению контролирующих органов, не учитываются эксплуатационные расходы на содержание таких транспортных средств. Считается, что они уже включены в компенсацию (письма Минфина России от 05.04.2022 N 03-03-06/3/24885, от 14.12.2022 N 03-04-06/83831, от 14.08.2022 N 03-03-06/1/52036, определение ВАС РФ от 29.01.2009 N 495/09).

По мнению контролирующих органов, оплата организацией расходов работника по использованию личного транспорта в служебных целях не подлежит обложению страховыми взносами в размере, определяемом соглашением между организацией и таким сотрудником, только при документальном подтверждении указанных расходов (письма ФНС России от 13.11.2022 N БС-3-11/8304@, Минфина России от 23.01.2022 N 03-04-05/3235, от 14.12.2022 N 03-04-06/83831, от 24.11.2022 N 03-04-05/78097). Мотивируется это суждение тем, что размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием работником личного имущества для целей трудовой деятельности. То есть организация должна располагать копиями документов, как подтверждающими право собственности работника на используемое имущество, так и подтверждающими расходы, понесенные им при использовании данного имущества в служебных целях.

Поэтому установленные ст. 188 ТК РФ компенсации, выплачиваемые работникам за использование личного транспорта при исполнении трудовых обязанностей, не подлежат обложению взносами на обязательное социальное страхование. Сумма компенсации за использование личного транспорта не облагается страховыми взносами в пределах сумм, определяемых соглашением между организацией и ее сотрудником в соответствии со ст. 188 ТК РФ (письмо Минфина России от 23.10.2022 N 03-15-06/69146, определение Верховного Суда РФ от 05.03.2022 N 309-ЭС20-677 по делу N А50-21163/2022, постановление ФАС Уральского округа от 29.05.2014 N Ф09-2371/14 по делу N А76-15717/2013).

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.

За личное пользование служебным автомобилем надо заплатить НДФЛ

Порядок оформления использования служебного автомобиля в личных целях прямо законом не установлен, но вы можете предусмотреть такую возможность в трудовом договоре, а также в специальном локальном нормативном акте. После этого рекомендуем издать приказ об использовании служебной машины в личных целях и составить акт приема-передачи транспортного средства.

В самой главе 23 НК РФ порядка определения размера получаемой физическим лицом экономической выгоды нет. Хотя из ее содержания можно сделать вывод, что в целях выполнения налоговым агентом своих обязанностей организация должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой физическими лицами.

Вам будет интересно ==>  Инсулины По Льгам Препараты

При этом доходом налогоплательщика признается экономическая выгода, полученная в том числе в натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая по правилам главы 23 НК РФ (п.1 ст.41 НК РФ).

Так как положений, предусматривающих освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц безвозмездного пользования служебным автомобилем в личных целях, статья 217 НК РФ не содержит, указанный доход подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 НК РФ (п.1 ст. 211 НК РФ, письмо Минфина России от 09.03.2022 № 03-04-05/13125).

Директор Государственного Предприятия Ездит На Служебной Машине В Выходные

1.1. При необходимости использования служебного автотранспорта (за исключением автомобилей, закрепленных за главой городского округа город Воронеж, первыми заместителями главы администрации, заместителями главы администрации, руководителями управ районов городского округа город Воронеж) в выходные и праздничные дни направлять не позднее двух рабочих дней, предшествующих выходным и праздничным дням, на имя руководителя управления делами, учета и отчетности администрации городского округа город Воронеж предварительную заявку в соответствии с прилагаемой типовой формой.

3. Должностным лицам администрации городского округа город Воронеж, за которыми не закреплен служебный транспорт, использовать резервные автомобили по разовой предварительной заявке, оформленной согласно приложению к настоящему распоряжению руководителем структурного подразделения администрации городского округа. Каждое должностное лицо, использующее служебный автомобиль по предварительной заявке, обязано заполнять в путевом листе описание маршрута следования по каждому промежуточному пункту следования автомобиля с указанием времени выезда, места отправления и места назначения, количества пройденных километров, времени окончания работы и общего количества пройденных километров.

1.3. При использовании служебного автотранспорта в выходные и праздничные дни ежедневно за личной подписью заполнять в путевом листе служебного автомобиля описание маршрута следования по каждому промежуточному пункту следования автомобиля с указанием времени выезда, места отправления и места назначения, количества пройденных километров, времени окончания работы и общего количества пройденных километров.

4. По автомобилям, закрепленным за главой городского округа город Воронеж, первыми заместителями главы администрации, заместителями главы администрации, руководителями управ районов городского округа город Воронеж, иными должностными лицами администрации городского округа город Воронеж, работа которых носит разъездной характер, ежедневный пробег не лимитируется.

6.1. Разрешать выезд служебного автотранспорта (за исключением автомобилей, закрепленных за главой городского округа город Воронеж, первыми заместителями главы администрации, заместителями главы администрации, руководителями управ районов городского округа город Воронеж) в выходные и праздничные дни только при наличии согласованной заявки, указанной в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего распоряжения.

Вправе ли руководитель бюджетного учреждения при наличии в штате водителей в свое рабочее время управлять служебным автомобилем

Как следует из вопроса, управление автомобилем в рассматриваемом случае, как правило, будет представлять собой не трудовую функцию работника, а способ выполнения трудовых обязанностей по должности руководителя. Иными словами, руководитель получает право использовать служебный автомобиль для поездок, связанных с осуществлением трудовой функции по занимаемой должности. Само по себе управление автомобилем для служебных поездок не означает, что работник начинает осуществлять трудовую функцию водителя (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894). Трудовое законодательство не ограничивает право работодателя закрепить служебный автомобиль для поездок, связанных с выполнением трудовых обязанностей, за любым работником независимо от содержания его трудовой функции.

Предоставление работнику для исполнения им трудовой функции принадлежащего работодателю имущества с точки зрения трудового законодательства не требует какого-либо специального оформления. Работник, в силу закона (часть вторая ст. 21 ТК РФ), обязан бережно относиться к этому имуществу. Нарушение этой обязанности может повлечь дисциплинарную или материальную ответственность. Поэтому в такой ситуации потребуется только издание приказа о закреплении автомобиля за конкретным сотрудником. Трудовому законодательству — это противоречить не будет. При этом работник, в трудовые обязанности которого не входит управление транспортными средствами, вправе совершать служебные поездки на общественном транспорте, отказавшись от автомобиля работодателя (ст. 60 ТК РФ).

В первую очередь следует отметить, что трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (часть первая ст. 15 ТК РФ). Условие о трудовой функции является обязательным для включения в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ).

По смыслу части второй ст. 57 ТК РФ, если работник фактически выполняет работы, совпадающие с предусмотренными квалификационным справочником или профессиональным стандартом характеристиками работ по должности, выполнение работ по которой связано с предоставлением определенных компенсаций и льгот или наличием ограничений, в трудовом договоре, заключенном с этим работником, должно быть указано наименование именно этой должности. Для работы, непосредственно связанной с движением транспортных средств, предусмотрены определенные ограничения (смотрите главу 51 «Особенности регулирования труда работников транспорта» Трудового кодекса РФ). Поэтому наименование должностей, профессий или специальностей, работа по которым непосредственно связана с движением транспортных средств, и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Соответственно, трудовая функция работника, занимающего должность руководителя, не может предусматривать работу (трудовые обязанности) по должности водителя.

Это означает, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые эксплуатируют транспортные средства, обязаны организовывать проведение предрейсовых медицинских осмотров лиц, управляющих принадлежащими им автомобилями, вне зависимости от того, какую должность занимает работник организации, осуществляющий функции водителя.

  • если на арендованных автомобилях перевозятся пассажиры или грузы, то использование путевого листа обязательно.
  • если перевозка грузов или пассажиров не осуществляется, то, как указало в своем письме УФНС по г. Москве от 09.07.2022 г. № 16-15/116577@ путевой лист является лишь одним из первичных документов, подтверждающих произведенные расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.

Специалисты ведомства указали на то, что если налогоплательщики, не относятся к организациям автомобильного транспорта, которые обязаны руководствоваться Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», то они могут использовать путевые листы в качестве лишь одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, закрепив указанный порядок в учетной политике для целей налогообложения прибыли.

Размер компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях трудовым законодательством не предусмотрен, соответственно методику расчета компенсации организация устанавливает самостоятельно, либо установив фиксированную твердую цену ежемесячной оплаты, либо ежемесячно производя расчет компенсации в зависимости от интенсивности использования автомобиля.

При любой форме заключаемого договора необходимо указать в договоре данные из свидетельства о регистрации транспортного средства, а именно: марку автомобиля, год его выпуска, цвет, номер кузова, номер двигателя, гос. номер автомобиля, номер и серию свидетельства о регистрации транспортного средства. Также в договоре необходимо установить срок аренды, сумму и порядок оплаты арендной платы.

Соответственно для подтверждения маршрутов следования и обоснованности расходов на бензин, возможно использовать другие документы, подтверждающие произведенные расходы. Однако в любом случае формальный порядок оформления документов может быть признан лишь как попыткой уклонения от уплаты налогов и взносов.

В случае использования личного автомобиля в служебных целях законодательство предусматривает возможность заключить с сотрудником договор аренды с экипажем, договор аренды без экипажа или заключить соглашение о компенсации за использование автотранспорта.

А как тогда оформлять договор с сотрудниками, которые помимо своей работы управляют служебным транспортом? ставить совмещение или как?
Верху статьи вы ссылаетесь «Если вас интересует вопрос в общем понимании: «Вправе ли директор при наличии в штате водителей в свое рабочее время управлять служебным автомобилем?», то на этот счет есть хорошая статья на ресурсе Гарант»
Но в этой статье на писано «управление автомобилем в рассматриваемом случае, как правило, будет представлять собой не трудовую функцию работника, а способ выполнения трудовых обязанностей по должности руководителя. Иными словами, руководитель получает право использовать служебный автомобиль для поездок, связанных с осуществлением трудовой функции по занимаемой должности. Само по себе управление автомобилем для служебных поездок не означает, что работник начинает осуществлять трудовую функцию водителя (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894)»

Если рассмотреть такую ситуацию, в штате имеются сотрудники (специалист БДД, механик, руководители подразделений) все они управляют ТС самостоятельно. Хотелось бы уточнить, как со стороны буквы закона правильно оформить им (стажировки, инструктажи) т.е. Оформить приказ допуск к самостоятельному управлению служебным автомобилем с закрепление за сотрудником ТС с актом приема-передачи ТС. Необходимо-ли с такими сотрудниками проводить стажировки, и инструктажи (первичный, повторный,внеплановый по инструкции водителя) или же в их инструкциях прописывать часть инструкции водителя, и держать другой журнал так-как трудоустроены они по другим должностям.

Все намного проще. Если у вас в компании 2,5 человека и легковой транспорт, то не обязательно принимать еще 5 сотрудников. Законодатель требует обеспечивать БДД руководителя. А уж руководителю принимать решение: сам он будет обеспечивать БДД или поручит кому-нибудь.

Согласно статьи 2 ФЗ-196 «О БДД» водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством. Поэтому «водителя» надо понимать не как штатного водителя, а как любого сотрудника, управляющего транспортным средством. А если точнее выполняющего функции водителя.

Теперь, что касается вопроса, когда служебным автомобилем управляют специалисты, начальники, руководители, директора. Согласно статьи 20 ФЗ-196 О БДД у юридического лица возникает обязанность по обеспечению БДД при выполнении двух условий:

  • Есть служебные авто, которыми владеет организация на праве собственности или аренды;
  • Эксплуатация авто, а именно есть сотрудники (неважно какая должность) которые выполняют функции водителя и управляют ими.
Вам будет интересно ==>  Инвалид 3 Группыкакиельготы По Железной Дороге

Учет использования легкового автомобиля на предприятии

На предприятии целесообразно оформлять путевые листы служебного легкового автомобиля. Несмотря на то что приказ Госкомстата Украины от 17.02.98 г. № 74, которым была утверждена типовая форма первичного учета работы служебного легкового автомобиля и Инструкция о порядке ее применения, утратил силу на основании приказа Государственной службы статистики Украины от 19.03.2013 г. № 95, предприятиям рекомендовано вести учет использованного на автомобиль топлива с применением самостоятельно изготовленных бланков путевых листов, которые должны содержать обязательные реквизиты либо реквизиты типовых или специализированных форм. Данное требование предусмотрено пунктом 2.7 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина Украины от 24.05.95 г. № 88 (письма Мининфраструктуры от 23.04.2013 г. № 4492/25/10-13 и МФУ от 06.12.2013 г. № 31-08410-07-27/35654). В таком путевом листе можно четко разграничить работу автомобиля в рабочее и нерабочее время.

Что же касается использования служебного автомобиля в неслужебных целях, то подразумевается, что сотрудник ездит на служебном автомобиле по личным делам, которые не связаны с его трудовыми функциями. Очевидно, что использование автомобиля директором во время отпуска, в период временной нетрудоспособности, в выходные дни достаточно наглядно и может повлечь за собой налоговые последствия для предприятия. Что касается использования автомобиля до или после окончания рабочего дня, то возможен вариант, когда местом стоянки автомобиля может быть определен гараж (личный или арендованный), который находится вблизи места жительства директора.

Целевое использование служебных автомобилей можно определить в приказе об учетной политике. Использование служебного автомобиля в рабочих целях означает, что работник эксплуатирует его с целью выполнения трудовых обязанностей. Как правило, функции персонала регулируются трудовыми договорами, должностными инструкциями, спецификой вида деятельности предприятия.

Необходимо также отметить, что согласно пп. 213.1.2 НКУ использование топлива для такого служебного автомобиля в части использования для личных нужд директора является объектом обложения акцизным налогом, в связи с чем предприятие должно зарегистрироваться плательщиком акцизного налога и по данной операции составлять и регистрировать акцизную накладную.

Если имели место случаи использования автомобиля в личных целях директора, стоимость таких расходов может быть удержана из заработной платы или возмещена предприятию путем внесения средств в кассу. В противном случае, такие расходы согласно пп. 164.2.17 НКУ признаются доходом директора, полученным как дополнительное благо (в 1ДФ отражаются с признаком «126»). Поскольку такой доход получен в неденежной форме, сумма НДФЛ рассчитывается с применением «натурального» коэффициента.

Считается ли доставка руководителя на работу на служебном ТС — использованием ТС в личных целях

В организации, где руководителю предоставляется служебный транспорт, должен быть приказ основанный либо на протоколе собрания учредителей или приказа вышестоящей организации. В данном приказе должно быть отражено какой положен руководителю автомобиль, а так же прописаны лимиты на расход гсм, ТО, км. далее должен быть приказ о прикреплении работника, водителя к этому авто. Если этого нет, то автомобиль используется в личных целях.

Как оформлять путевой листе директору

В целях оформления путевых листов нужно определиться с тем, кого законодательство считает пассажирами. Это любые физические лица, кроме водителя, находящиеся в транспортном средстве, а также лица, которые садятся в транспортное средство и выходят из него (п. 1.2 Правил дорожного движения). Таким образом, под пассажирами понимаются любые физ лица, за исключением водителя автомобиля.

Если руководитель ездит по служебным делам один, то путевой лист директору на личном авто , равно как и на служебном, не нужен. Обязанность заполнять путевые листы в случаях, когда нет факта пассажиро- и грузоперевозок действующее законодательство не содержит.

Делать это должны и компании-перевозчики и организации, использующие транспорт для удовлетворения собственных потребностей (п. 9 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Встает вопрос, нужен ли путевой лист директору на служебный автомобиль ?

Таким образом, опираясь на законодательство и выводы судов, на вопрос: нужен ли путевой лист директору на служебную машину , можно ответить однозначно. Этот документ не нужен. Однако нужно понимать, что отсутствие путевого листа может повлечь за собой претензии налоговой инспекции, которая усомнится в экономической целесообразности и документальном подтверждении расходов на эксплуатацию автомобиля. Поэтому безопаснее эти документы оформлять.

В обоснование затрат компанией были представлены следующие документы: инструкции по эксплуатации служебных авто, приказы о порядке их использования, ведомости о талонах на бензин, регистры бухучета, ПЛ. Рассмотрев материалы дела и представленные доказательства, суд вынес решение о том, что для определения основы налога на прибыль принимаются любые доказательства, включая косвенные. Информация, содержащаяся в ПЛ (в частности, пробег авто, расход бензина, его остатки в баке) в совокупности с другими бумагами, подтверждают экономическую обоснованность расходов.

При возникновении тех или иных проблем директор всегда может объяснить поездки личными целями, а не рабочими. Тогда, чтобы обвинить его в нарушении закона, следственным органам придется доказывать, что в поездке исполнялись непосредственно рабочие функции.

Если из других документов не следует, что поездка имела непроизводственный характер (к примеру, на основании поручения директора, сделанного в письменном виде), то предприятие может учесть данные расходы при исчислении налога на прибыль, даже если поездки осуществлялись в личных целях.

Подтверждением приобретения бензина во время командировки директора на личном автомобиле является ПЛ. На основании его данных определяется стоимость и количество бензина, которое было израсходовано во время служебной поездки. После своего возвращения работнику следует представить документы о покупке топлива вместе с отчетом аванса. Это кассовые чеки и отчеты АЗС о заправленном бензине. Согласно пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ, в налоговом учете расходы топлива признаются в день, когда утверждается отчет.

Списание бензина на предприятии осуществляется в налоговом учете не сразу. Стоимость купленного топлива не включается в расходы ни при оплате аванса, ни во время заправки бензином и соответствующего списания денег с топливной карты. Дело в том, что заправка по чеку терминала АЗС лишь подтверждает его покупку, но никак не служит доказательством целевого пользования. Главным документом, который подтверждает расход горюче-смазочных материалов, является путевой лист. С его помощью учитывается и контролируется эксплуатация транспорта и работа водителя. Без него запрещается транспортировка людей, багажа и грузов.

Порядок использования служебного автотранспорта для личных нужд

  • Устное соглашение между руководством и сотрудником. Пользование автомобильным транспортом для нужд предприятия требует фиксации расходов на его обслуживание и соответствующего их оформления для обложения налогами. Поэтому каждая поездка сопровождается путевыми листами, а также фиксируются показания счетчика пробега. При этом, когда сотрудник пользуется машиной после работы в личных целях, заправка осуществляется за его собственный счет, следовательно, расходы несет сам работник, а не компания. Также может быть принято решение о перемотке счетчика для обнуления фактического пробега, накрученного во внерабочее время, но оно не является правовым. Кроме того, оформленное лишь устным соглашением использование машины во внерабочее время может стать причиной больших проблем для обеих сторон при попадании в ДТП и в ряде других ситуаций.
  • Оформление пользования служебным авто в нерабочее время для личных нужд через приказ по предприятию. Издавая приказ о возможности сотрудника пользоваться служебной машиной после работы в собственных целях, нанимателю следует сопроводить это решение рядом внутренних нормативных документов, регламентирующих данное право. Также стоит учитывать множество дополнительных условий, без выполнения которых обе стороны будут привлечены к ответственности.
  • Составление арендного соглашения между сотрудником компании и компанией. Этот метод оформления можно назвать оптимальным благодаря его простоте реализации, а также снижению бумажной нагрузки на легализацию каждого эпизода пользования автомобилем. При этом аренда авто должна учитываться как доход компании, что может повлечь дополнительные налоговые расходы со стороны нанимателя. Также арендное соглашение должно учитывать малейшие детали, относящиеся непосредственно к эксплуатации машины, в том числе время и условия, заправку топливом и т. д.
  • Оформление пользования автомобилем с помощью доверенности. Второй достаточно простой метод оформления, требующий от руководителя трезвой и объективной оценки ситуации. Дело в том, что привлечение к ответственности сотрудника в случае ДТП, а также повреждений автомобиля, станет почти невозможным, поэтому при оформлении доверенности должен присутствовать определенный уровень уверенности в честности и ответственности работника.

В законодательном порядке проблема использования сотрудниками для личных нужд автотранспортных средств, принадлежащих предприятию, нигде не рассмотрен. при этом во многих случаях, особенно когда сотрудник уже долгое время работает в компании и заслужил определенный лимит доверия, руководство допускает такую возможность.

Доверенность как таковая не является обязательным документом для подтверждения права управлять конкретным автомобилем. Для того, чтобы подтвердить это право, достаточно предоставить страховой полис ОСАГО. При этом, если владельцем автомобиля является компания, ее руководство может предоставлять доверенности для своих сотрудников, позволяющие им управлять автомашинами, числящимися на балансе.

Передвижение служебного автотранспорта вне рабочего дня в иных целях, кроме выполнения рабочих обязанностей, законодательством не предусматривается. Если сотрудник будет остановлен инспектором без вышеуказанных документов, предусмотрена ответственность и штрафы, которые составляют до 500 рублей для самого работника и до 1000000 рублей для организации.

Учитывая все вышеперечисленные факторы, доверенность может стать самым комфортным и легким способом разрешить сотруднику пользоваться корпоративным транспортным средством во внерабочее время. Это возможно при условии высокой степени доверия руководства к данному работнику, а также достаточном уровне ответственности его самого, так как законодательно владелец авто не сможет требовать от доверенного лица обеспечивать ремонт, амортизацию и заправку топливом.

Вам будет интересно ==>  Субсидия на оплату жкх в москве в 2022 для многодетных

Может ли директор муниципального унитарного предприятия (не муниципальная служба) закрепить за собой автомобиль и ездить на нем самостоятельно при наличии в штате водителя

Обоснование: В действующем законодательстве нет ограничений и запретов на выполнение функций по управлению служебным автомобилем руководителем организации. Но для выполнения данных функций руководитель должен обосновать данные действия (почему штатный водитель им не управляет) и издать в связи с этим распоряжение по организации.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (абз. 6 п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ)).

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 11.09.2022 N 368. При этом данный Приказ издан в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». В соответствии со ст. 6 Устава путевые листы обязательны только при перевозке пассажиров или багажа. Из этого следует вывод, что если руководитель управляет автомобилем сам, не перевозит пассажиров и багаж, путевой лист ему не обязателен (см. также Вопрос: Должен ли работник иметь путевые листы, если он использует легковой автомобиль организации для служебных поездок и не является водителем, а организация не осуществляет деятельности по перевозке грузов или пассажиров? (Консультация эксперта, 2022).

При этом путевой лист руководителю можно и не оформлять, если он не перевозит на служебном автомобиле грузы и (или) других лиц, кроме себя. Проходить предрейсовые медосмотры директор также не обязан. Вместе с тем, следует учитывать, что для учета расходов на ГСМ необходимы документы, подтверждающие их приобретение и расход, а также служебный характер поездок.

По нашему мнению, проходить указанные медицинские осмотры должны только те работники, которые выполняют трудовую функцию водителя (абз. 3 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ), что подтверждается и судебной практикой (см., например, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.04.2022 N Ф10-863/2022). Функцию водителя могут выполнять не только работники, должность которых звучит как «водитель», но и иные работники, чья трудовая функция или должностные обязанности предполагают управление служебным автомобилем. Это, к примеру, торговые представители или курьеры, доставляющие товар на машине.

Директор управляет служебным автомобилем сам какие документы нужны d 2022ujle

Ранее в список документов, которые водитель обязан предъявлять по требованию сотрудников ГИБДД, входила доверенность. Однако Правительство РФ отменило потребность в её предоставлении, издав Постановление №1156. В 2022 году водителя не могут привлечь к ответственности из-за отсутствия доверенности на управление машиной.

Российские водители уже три года живут без доверенностей, но в последнее время инспекторы ГИБДД начали интересоваться этим документом — в особенности у тех, кто управляет служебным автомобилем. Штраф за отсутствие доверенности давным-давно отменен, на этом сегодня мало кого проведешь — но инспектор может попросить путевой лист на корпоративную машину. Если его нет, то с водителя требуют штраф в рублей, а с организации, на которую зарегистрирован автомобиль, — уже тысяч! Кстати, мы в Авторевю регулярно садимся за руль служебных машин, а автомобили из пресс-парков для испытаний как правило получаем с обычными доверенностями, но без путевых листов.

Московский областной суд (решение от 26.06.2022 г. по делу №21-596\2022) объяснил, что не имеет значения, куда и зачем ездит работник. Главное, что он эксплуатирует транспортное средство, важен сам факт управления транспортным средством. Значит, работник должен проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры, задача которых — предупредить ДТП.

При этом отметим, что организация, кроме того, может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Так, суд указал, что лицо, управляющее автомобилем, принадлежащим организации, является участником дорожного движения и осуществляет транспортную перевозку по дорогам общего пользования, в связи с чем данное юридическое лицо, а следовательно, и водители, допущенные к управлению транспортным средством, обязаны выполнять требования законодательства, в том числе в части предрейсового медицинского осмотра, при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств (решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики — Чувашии от 25.02.2022 по делу N 12-351/2022).

Вместо доверенности можно предъявить соглашение о безвозмездном использовании имущества. Однако между сотрудником дорожной службы и водителем в этом случае может возникнуть спор: первые утверждают, что частные предприятия не имеют права составлять такие договоры, тем более использовать их, о чем имеется статья в Налоговом кодексе.

Чиновников начали активно штрафовать за поездки на служебных авто в личных целях

По общему правилу при использовании автомобиля в служебных целях используется путевой лист, в котором отмечается время выезда из гаража и время возвращения, маршрут движения и километраж. Отсутствие данных о поездке, несовпадение с фактическим маршрутом движения в путевом листе практически на 100 процентов означает, что автомобиль используется не в служебных целях, а следовательно, в личных.

Кроме того, в судебной практике в качестве доказательства факта использования служебной машины в личных целях используются такие обстоятельства, как поездки за пределами рабочего времени, поездки в то время, как должностное лицо находилось на больничном или в отпуске, часто привлекаются свидетели, используются данные системы «Поток» и аналогичных комплексов. Многие чиновники попадаются на штрафах, которые фиксируются камерами фиксации нарушений ПДД.

Так, в прошлом году оштрафовали главврача одной из больниц за то, что последняя неоднократно ездила в соседний город на концерты Вики Цыгановой, Лолиты и Кристины Орбакайте. Сотрудника полиции в г. Перми уволили за использование служебного автомобиля в период нахождения в ежегодном отпуске, при этом было также установлено, что он неоднократно передавал управление автомобилем своей супруге.

Чиновников начали активно штрафовать за использование служебных автомобилей в личных целях. Прокуратура в таком случае вменяет статью КоАП «Самоуправство». Как рассказал заведующий Бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов, число таких дел растет, а выявлять частные поездки чиновников помогают камеры на дорогах.

Никита Филиппов: Использование служащими служебного автомобиля в целях, не связанных со служебной деятельностью, прямо запрещено. Более того, в силу положений Закона о противодействии коррупции такие действия квалифицируются как злоупотребление служебным положением и считаются проявлением коррупции.

Таким образом, доверенность является достаточно удобным способом для использования служебного автомобиля на выходных или в любое иное время. Однако от предприятия требуется фактически высокий уровень доверия к работнику, так как собственник автомобиля не может требовать от сотрудника ни обслуживания транспортного средства, ни компенсации расходов на бензин либо амортизации.

  • Полный спектр гарантий со стороны работника о сохранности автомобиля и его личной ответственности за его обслуживание.
  • Необходимость уплаты дополнительных налогов за полученные от аренды доходы.
  • Наилучшая в сравнении с любыми другими способами правовая база, обеспечивающая использование служебного автомобиля в личных целях.

Довольно распространенной на территории Российской Федерации является практика, в соответствии с которой работодатели предоставляют возможность использования служебного автомобиля в личных целях своими сотрудниками. При этом правовое регулирование данного вопроса является достаточно сложным аспектом с точки зрения оформления пользования транспортом организации. Так, неправильное оформление использования служебного автомобиля в личных целях, в том числе и в выходные дни или нерабочее время, может повлечь за собой привлечение работника или работодателя к ответственности.

Точных рекомендаций в данном случае законодательством не предусмотрено, в отличие от использования личного автомобиля в служебных целях, для которого есть достаточное количество различных рабочих механизмов с прозрачным законодательным регулированием. Поэтому сейчас работодатели прибегают к нескольким отдельным методикам предоставления рабочего транспорта сотрудникам, к которым можно отнести:

Этот факт также требует, чтобы предприниматель имел право на предоставление транспортных средств в аренду, вне зависимости от того, предоставляется ли оно сотруднику или нет. Соответственно в некоторых случаях отсутствие данных прав может стать если не причиной привлечения предпринимателя к ответственности, то как минимум повышенного внимания со стороны контролирующих органов. В целом же, данный метод имеет как свои преимущества, так и недостатки и к его особенностям можно отнести:

Как оформить служебный автомобиль для личных целей

На государственном уровне порядок использования служебных ресурсов в личных целях и нюансы процедуры практически никак не описаны. При длительном сроке работы многие работодатели охотно соглашаются предоставлять машину в личное пользование хорошо зарекомендовавшим себя сотрудникам.

По ст.642 ГК РФ для оформления таких правоотношений также может быть заключен договор аренды транспортного средства без экипажа за плату, которая распространяется на непосредственное пользование и не подразумевает оказание дополнительных услуг по его управлению и техническому сервису.

Путевой лист не обязательно оформлять на один день. Многие юридические лица с целью избежания бумажной волокиты оформляют его на более длительные сроки, например, на неделю или даже на месяц. Законом это разрешено, поэтому привлекать к административной ответственности ни сотрудника, ни работодателя никто не будет.

Принятие приказа о праве на временное использование автомобиля сотрудниками. При таком способе официального оформления механизма передачи машины обязательно должна быть внутренняя нормативная база компании, которая будет состоять из конкретных актов, правил внутреннего распорядка, которые будут описывать и регламентировать затронутые в приказах аспекты.

Таким образом, беря автомобиль во временное пользование, подчиненный обязуется возвращать его в том же состоянии, в каком он его взял. В некоторых случаях для облегчения документооборота и подсчетов одометр перематывают, но с правовой точки зрения это вызывает множество вопросов. Такие действия, как и, собственно, устная форма договора могут стать основанием для привлечения работодателя и сотрудника к ответственности по огромному перечню причин, особенно, если автомобиль попадет в ДТП.

Adblock
detector